Авторы детективных книжек с кричащими обложками - народ, можно сказать, загадочный. В отличие от своих броских произведений, сами "детективщики" почему-то держатся от взоров публики на некотором удалении. Их мало кто знает в лицо, свои настоящие имена и фамилии они часто заменяют псевдонимами, не любят мелькать в толпе VIP-тусовщиков, которых так обожают показывать по нашему телевидению. Наверное, поэтому Воронин, Дашкова, Донцова, Маринина в массовом сознании стойко ассоциируются с их литературными персонажами. Между тем люди, пишущие в экстремальном жанре, вовсе не супермены. В жизни они воюют исключительно с чистым листом бумаги, стараясь успеть написать как можно больше.
Одну из таких сочинительниц - Дарью Донцову - на самом деле зовут Агриппиной Аркадьевной. Она написала15 книг, в издательстве "ЭКСМО-Пресс" готовятся к выпуску еще 10. Ежедневно, не считаясь с наличием или отсутствием настроения, Агриппина Аркадьевна "выдает на-гора" по 15 страниц детективного текста. Причем пишет она только от руки. Интересно, почему?..
ТАМ, где я начинала свою писательскую карьеру, ни пишущей машинкой, ни компьютером пользоваться было нельзя. Несколько лет назад я оказалась в больнице. Перенесла три операции. Врачи поставили безнадежный диагноз: "тяжелое онкологическое заболевание". Когда стало совсем плохо, мне напророчили, что я протяну еще не больше трех недель. Чтобы чем-то себя занять и хоть как-то отогнать мысли о близкой гибели, я начала сочинять и записывать от руки детективные истории. Естественно, делала это я без всякой надежды на последующую публикацию. Прошло три недели, потом три месяца, потом еще и еще... Словом, скоро исполнится три года, а я все живу и пишу. Сама не знаю, как так получилось, но я обманула диагноз.
- Может, сочинение детективов помогло?.. Помогли выдуманные вами герои?
- А что, не могу же я их теперь оставить на произвол судьбы!.. Впрочем, то, что я пишу, скорее не детектив, а женская беллетристика с авантюрным сюжетом. Это сказки для взрослых без рек крови и без откровенной эротики. У них всегда хороший конец. В каждом романе есть две части: одна криминальная, другая - семейная. Причем семейно-бытовые коллизии я стараюсь описывать с иронией. И тут нет особой натяжки... В этом, кстати, и состоит отличие женской прозы от мужской. Ну скажите на милость, какой мужик признается: "Да, я плоховато вожу машину... Да, я не очень удачлив в обольщении дам..." Для мужчины это трагедия!
- А для женщины?
- А нам, женщинам, ничего не стоит относиться к подобным вещам с самоиронией и откровенно констатировать: "Нет, я, наверное, никогда толком не узнаю, как надо управлять этой консервной банкой под названием "автомобиль"... Ну, нет у меня никакой личной жизни вот уже целых три года - видать, такая уж я никому не нужная!.." Когда мои героини так откровенничают, некоторые женщины-читательницы узнают в них себя и начинают с интересом следить за тем, как разворачивается сюжет. Это свойство моих писаний оценили в издательстве и начали их публиковать. А привычка писать от руки так у меня и осталась...
- Ваши героини - очень "замороченные" дамы. Их вечно терзают бесчисленные родственники, донимают дети, мужья, шкодливые кошки и собаки, живущие в доме... Вряд ли вы все это берете с потолка. Как насчет личного опыта?
- Действительно, у меня большая семья. Муж - декан факультета психологии МГУ Александр Донцов. Сыну Аркадию 28 лет, другому сыну, Дмитрию, 26. У них уже своя жизнь, свои семейные заботы. Но есть еще дочка Машенька, которая живет со мной, - ей всего-навсего четырнадцать. У меня полно всевозможных родственников. По дому носятся кошка Клеопатра, пудель Черри, мопсы Муля и Ада и еще есть одна псина на даче. В отличие от моих героинь, домашние меня вовсе не донимают - совсем наоборот! За 18 лет жизни с мужем мы ни разу не поссорились!
- Как это вам удалось?
- Семейный мир - скорее его заслуга, а не моя. Он настоящий психолог, тактичный, умеющий гасить конфликты в самом их начале. Он никогда не станет кричать: "Куда ты задевала мои носки?!. Где моя рубашка?.." Все найдет и наденет сам. Когда на меня обрушилась болезнь, поддержка семьи здорово помогла, особенно поддержка мужа. У многих этого не было. В больнице от соседок по палате я чего только не наслушалась... Одна, например, все время билась в истерике: "Ах, они мне удалили грудь!.. Теперь мой муж меня из-за этого обязательно бросит. Он мне уже в этом признался..." Выходит, муж не с ней жил, а с ее грудью! Тьфу! Да кому он нужен, такой муж?..
-Как вы думаете, от кого больше зависит мир в семейных отношениях?
- Конечно, многое - от женщины, от того, как она эти отношения выстроит. Какой из сторон своего характера к мужу повернешься, так он и будет тебя воспринимать. Мужчину ни в коем случае нельзя "пилить" и вечно тыкать носом в его собственные просчеты и недостатки. Приходит, скажем, он с работы и начинает тебе жаловаться: дескать, опять начальник к нему придирается, не повышает в должности, не прибавляет зарплату... Жена не должна говорить: "Чего ты тут расхныкался, как баба, сам во всем виноват!" Надо сказать по-другому: "Милый, да ведь он тебе завидует, он тебя ревнует - ведь ты же умнее и талантливее его, вот он и бесится... Ничего тут страшного нет. Рано или поздно, но ты обязательно пробьешься!"
- Говорят, пишущему необходимо одиночество. Как же вам работается в квартире, где лают собаки, топчутся люди да еще, наверное, и хлопают дверьми?.. Не иначе вы всех на цыпочках заставляете ходить?
- Я совсем не "домашний тиран" и гробовой тишины ни от кого не требую. Просто дожидаюсь времени, когда дома никого нет, запираюсь в комнате и пишу. Увы, для домашнего хозяйства не всегда хватает времени, умения и сил (из-за болезни я вынуждена периодически проходить курс химиотерапии). Выручает домработница. Бывает, что дочка прибегает из школы раньше обычного. Ее на улице толкнул какой-то мальчишка - ребенок ищет моего немедленного участия, стучится ко мне в кабинет. А я отвечаю металлическим голосом: "Не трогай меня! Я еще не закончила свои ежедневные 15 страниц..." Потом, конечно, мы все улаживаем и я сама себя уверяю, что я отнюдь не самая бесчувственная мать...
- Писательницей вы стали в результате стечения обстоятельств, причем изначально не самых счастливых... Но ведь вы дочь писателя Аркадия Васильева. Значит, здесь сказалась и семейная традиция, не так ли?
- Да, мой папа был достаточно известным советским писателем. Хотя он умер очень давно, 29 лет назад, многие до сих пор помнят его благодаря настоящему бестселлеру семидесятых - роману "В час дня, Ваше превосходительство" - об изменнике генерале Власове и его "власовцах". Отцу первому удалось поднять традиционно закрытую и даже запретную для отечественной литературы тему. Я росла в писательском доме, среди писательских детей, дача у нас в Переделкине...
- Неужели даже не мечтали о писательской славе?
- Максимум, на что рассчитывала, - это журналистика. Окончила журфак МГУ, 10 лет проработала корреспондентом отдела информации "Вечерней Москвы". А потом вот так все обернулось... Но я и по сей день не считаю себя какой-то "деятельницей литературы и искусства".
То, чем я сейчас занимаюсь, под силу многим женщинам с достаточным жизненным опытом и образованием. Благо путь сейчас открыт. Спасибо Марининой!.. Ведь это она, а не кто другой, пробила ту стенку, на которой советская цензура крупными буквами намалевала следующую резолюцию: "Пункт первый: создавать детективы - не женское дело. Пункт второй: если ты пытаешься брать пример с Агаты Кристи, смотри пункт первый..." Меня иногда спрашивают: "Почему вы не пишете, как Пелевин, Битов или Ерофеев?" Я честно отвечаю: "Так писать я не умею..." Для успеха у широкого читателя, особенно для успеха коммерческого, вовсе необязательно творить в жанре "высоколобой прозы".
- Кстати, об успехе... Ходят упорные слухи, будто наши издательства держат авторов детективов чуть ли не на голодном пайке. Вечно им недоплачивают. Заключают с ними заведомо кабальные договоры. Так ли это?
- Много лет назад, когда я была в командировке в Сирии, одна тамошняя гадалка нагадала мне, что во второй половине жизни я буду неплохо обеспечена и средства для безбедного существования стану добывать с помощью правой руки. Ну, допустим, с рукой все понятно... Однако сирийское предсказание сбылось еще и потому, что в издательстве "ЭКСМО-Пресс", где я печатаюсь, работают порядочные люди. Мне ни разу не задерживали выплату авторского гонорара, никогда не "зажиливали" полагающиеся суммы. Так что лично на моем примере слухи об "издательском грабеже" никак не подтверждаются.