70

Школотрясение продолжается

В конце июня Минюстом зарегистрировано "Положение о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования". Эксперимент планируется завершенить к лету 2008 года, когда все выпускники полной средней школы уже будут считаться окончившими 12-летку. А в 2005/2006 учебном году Положением предусмотрена перенумерация классов: 10-й - становится 11-м, 11-й - 12-м.

К этому, однако, не привыкать. Вот уже без малого 15 лет большая половина наших детей переходит из третьего класса сразу в пятый. Но никого особо не удивляет, что они оканчивают одиннадцатый класс, проучившись только десять лет.

Кто спросит родителей?

ХОТЯ эксперимент начинается уже в этом сентябре, пока никаких сверхнововведений не предвидится. Весь "крупняк" пойдет со следующего. Во-первых, окончательно исчезает из школы программа "1-3". Новое Типовое положение об общеобразовательном учреждении предусматривает только один нормативный срок освоения программ начальной школы - 4 года. Так что именно столько лет придется ребенку учиться в началке, начиная с 2002/2003 учебного года. Причем независимо от того, в 6 лет он пойдет в первый класс или в 8.

В том же году эксперимент распространится еще и на пятые и седьмые классы. Их ученики в основной школе будут учиться на год дольше, чем сейчас. То есть аттестат об основном общем образовании, который сейчас дети получают, окончив 9 классов, "экспериментальные" ученики получат после десятого.

Вот почему родителям нынешних четвероклассников и шестиклассников надо проявить максимум бдительности.Иначе их дети могут оказаться участниками эксперимента без родительского благословения.

Возможность повлиять на ситуацию есть. В Положении об эксперименте четко отражено, что решение об участии в нем общеобразовательные учреждения принимают самостоятельно. Вот только спросит ли администрация школ, возжелавшая поучаствовать, мнение родителей? А то ведь поставят, как это обычно и бывает, перед фактом и все. И решения эти будут приняты школами накануне, то есть уже в этом учебном году.

Так что решите, нужен ли вашему собственному чаду лишний год школы, и держите руку на пульсе. Уже только по этой причине есть смысл посещать все родительские собрания. И на каждом из них обязательно интересуйтесь этим вопросом, чтобы не быть застигнутыми врасплох. Особенно это касается, по понятным причинам, родителей мальчиков.

Зачем нужна 12-летка?

АРГУМЕНТОВ "за" - три. Во-первых, для лучшей социальной адаптации молодежи. Якобы, выходя из школы в 16 лет, а не в 15, подросткам легче будет войти в новую внешкольную жизнь. При этом авторы сего тезиса как-то игнорируют то, что на работу можно идти как раз с 15 лет. Да и паспорта нынче получают в 14. А по российскому закону "О гарантиях прав ребенка" - что 15 лет, что 16. Все равно до 18-ти все они - дети.

Второе - "снижение перегрузки". Обратите внимание на термин. О нормализации учебной нагрузки школьников и речи нет. А так что? Ну, снизим перегрузку с восьмикратной до пятикратной. Хорошо, конечно, но, наверное, все-таки мало.

Третье - профильное обучение в старших классах. А что сейчас мешает? Собственно лицеи и гимназии как раз этим и занимаются. Правда, с сохранением всех общеобразовательных требований к их учащимся. Отсюда и перегрузки.

И вот ведь интересно. Профильное обучение вовсе не избавляет от репетиторства. "В услугах репетиторов абитуриенты будут нуждаться еще долгое время", - заявил этим летом ректор МГУ Виктор Садовничий. И министр Владимир Филиппов, что называется, туда же. "Репетиторство будет всегда, при любых формах сдачи экзаменов, пока существует конкурс на ограниченное число мест". Беда в том, что оба они правы. Профильное обучение с ориентировкой на целевую подготовку к вузу "для всех" предусматривается в экспериментальном порядке начать только с 2006/2007 учебного года.

Лишний год - на "войну"?

КОМУ и зачем нужна 12-летка, прояснилось в июле, когда был опубликован совместный приказ двух министров: обороны и образования. Ими утверждена "Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы". Документ определяет задачи обучения учащихся по этим дисциплинам в общеобразовательных школах, уже в нынешних 10-11-х классах. И даже с отдельной оценкой за результаты, показанные школьниками на пятидневных военных сборах в конце 10-го класса.

Правда, пока учиться в школе военному делу "настоящим образом" можно исключительно добровольцам. "Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей". Так записано в п. 7 ст.14 Закона РФ "Об образовании".

Но все идет к тому, что "жить" этому пункту в законе осталось недолго. Ведь не только же для добровольцев пишутся эти многостраничные инструкции. Вот и будут, видимо, в скором времени поголовно все старшеклассники учить основы "строевой подготовки" и "правила обращения с боевым ручным стрелковым оружием". Приз - в студию! А в класс - АКМ. И на рассвете строевым шагом по пыльным школьным дворам.

Так что профильных подготовки будет аж две. Хватит ли у детей времени на обе? И какой профиль, военный или гражданский, будет "круче", сомнений не вызывает. Во всяком случае, министр обороны или начальник Рязанской академии ВДВ о необходимости репетиторов для абитуриентов своих вузов ничего не говорят и тем паче не пишут.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно