Объясните, пожалуйста, как теперь происходит зачисление в первый класс? Что это за новое постановление, согласно которому ребенка принимают в школу только по месту регистрации? А если он фактически проживает в другом месте? А если школа во дворе (с углубленным изучением французского языка) меня не устраивает, потому что я считаю, что моему ребенку французский язык не нужен или мне не нравится будущий учитель моего ребенка в этой школе? Почему меня волевым решением лишают выбора, к кому обращаться и каков на самом деле порядок?
Ирина Н и к и ф о р о в а
УЖЕ многие годы порядок приема детей в первые классы остается практически неизменным. Другое дело, насколько он известен родителям и как исполняется школами.
"Дворовые" школы - без проблем
По закону РФ "Об образовании" никаких территориальных ограничений на учебу в школе нет и быть не может. И любому первокласснику, скажем, из Хабаровска совсем не возбраняется учиться в первопрестольной, как, впрочем, и наоборот.
А еще в том же Законе (п. 3 ст. 3) сказано, что нормативные акты субъектов Федерации не могут ограничивать права физических лиц в области образования по сравнению с федеральным законодательством.
Поэтому даже в столице отменен пресловутый 5-й пункт совместного постановления правительств Москвы и Московской области о Правилах регистрации граждан. По нему в сады и школы принимали только тех детей, родители которых зарегистрированы по месту жительства или пребывания в городе или области. Теперь же ребенка в школу записать обязаны, независимо от того, есть у родителей регистрация или нет.
Что касается микрорайонных школ, то они для того и существуют, чтобы принять любого ребенка, фактически проживающего на данной территории. Это где-то могут отказать в приеме по причине отсутствия мест: норма - 25 человек на класс. В школу, расположенную во дворе, первоклассника обязаны принять и 30-м, и 38-м. Если надо, то там должны организовать еще один класс и даже вывести кого-то, если не хватает помещений, во вторую смену, потому что первоклассники в любом случае должны учиться в первую.
Основания для отказа
Собственно, вопросов с поступлением микрорайонных детей в свои "дворовые" школы, как правило, не бывает. В них можно идти записываться и летом. Если, конечно, это не школа с углубленным изучением чего-то. Все проблемы возникают именно здесь. Однако и сюда местного ребенка принять обязаны. Поскольку все лицеи, гимназии и прочие углубленные заведения не более чем виды общеобразовательных школ и никакого специального законодательства на их счет не существует.
Поэтому даже там не может быть никаких вступительных тестирований или экзаменов для первоклассников. Тем более - отказа в приеме по итогам таких испытаний. Именно поэтому приказ о зачислении детей в первые классы спецшкол в Москве может быть издан директором только после согласования со специальной комиссией окружных управлений образования. Такие комиссии должны быть созданы и начать работу с 16 апреля. Так что если что не так, сразу туда. А с 6 мая начнет работать аналогичная городская комиссия. Все это написано в приказе Московского комитета образования N142 от 05.03.02.
Директорам школ содержание приказа прекрасно известно. Поэтому они, отказываясь по каким-то причинам принимать ребенка, сами обязаны предложить родителям обратиться в округ.
По тому же приказу начальники окружных управлений образования должны "определить количество первых классов в каждом общеобразовательном учреждении в соответствии с запросами родителей". Так что ссылки директоров на отсутствие мест требуют по меньшей мере подтверждения местного образовательного начальства.
Питер в этом смысле пошел еще дальше. Там запись в первый класс началась уже в марте. И объявлен "заявительный порядок приема в первые классы" престижных учебных заведений. Поскольку в этой ситуации классов в таких школах может оказаться больше, чем учебных помещений, местное руководство предполагает даже передачу им дополнительных зданий.
Незаконно, но обязательно
Итак, экзамены, тестирования и конкурсы, направленные на выявление уровня знаний, при приеме в первый класс недопустимы. Тем не менее их проводят даже самые "простые" школы. Это вполне правомерно и делается для того, чтобы определить уровень развития будущего первоклассника и сформировать классы.
Ведь даже в одной школе они могут быть самые разные, от гимназических до коррекционных. Хорошо подготовленных детей берут обычно в первые. Если, конечно, у них нет медицинских противопоказаний. Например, быстрой утомляемости, логопедических нарушений и т.п. Детям, не научившимся к первому классу различать цвета или формы предметов, плохо говорящим и т.д. могут предложить учебу в коррекционном классе. Всех прочих, как правило, записывают в обыкновенный.
В любом случае по итогам собеседования школа обязана сообщить родителям свои соображения о том, в каком из классов учеба для ребенка окажется оптимальной. И естественно, будет ссылаться при этом на результаты собеседования. Вот почему хоть какая-то подготовка у будущего первоклассника должна быть. Требования же "продвинутых" школ в этом вопросе не более предсказуемы, чем вузовские. Отсюда и предложения от дошкольных "репетиторов" по поводу подготовки детей к школе.
Следует помнить, что только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и с обязательного согласия родителей ребенок может быть направлен в класс коррекционного обучения. Бояться его не надо. Это не класс "дураков", в чем многие по незнанию почти уверены. С каждым годом таких классов становится все больше, потому что все больше ослабленных детей, недоразвитых в физическом плане, а не в интеллектуальном.
Главная школа - начальная
Возраст поступления детей в школу остался тот же. В соответствии с Санитарными нормами обязательное условие для приема детей в первый класс - достижение ими к 1 сентября возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Впрочем, нигде этим правилам строго не следуют, и подготовленного ребенка в первый класс примут и в 6 лет, и даже в 5,5. По данным Минобразования, на конец 2001 года в школах России числилось около 100 тысяч детей моложе 6 лет. Тем не менее эти пресловутые 6,5 года остаются вполне законной причиной для отказа в приеме, если ребенок или его родители школе вдруг не понравились.
Независимо от возраста поступления обучение в начальной школе теперь должно продолжаться 4 года. Никаких программ "1-3", после которых дети, окончив третий класс, шли сразу в пятый, больше нет.
Если родителям по каким-то причинам рекомендуют не отдавать в школу ребенка в шесть с небольшим лет, стоит к совету прислушаться. Год в этом возрасте - срок очень большой. И непосильные в шестилетнем возрасте школьные нагрузки тот же ребенок, может статься, легко преодолеет годом позже. Да и учиться в школе без угрозы "загреметь" в армию можно теперь до 20 лет.
Три года? Пора в гимназию
На самом деле, если родителей интересует некое "продвинутое" учебное заведение, то в шесть лет туда можно и не попасть. Теперь при большинстве таких школ обычно существуют дошкольные группы, именуемые или прогимназиями, или еще как. Смысл тут простой. Существование таких групп обеспечивает школе нужный ей контингент задолго до официального начала записи детей в первый класс. Поэтому, к примеру, в московской школе N1950, где учится дочь Никиты Михалкова, мест не было уже в феврале.
И все это вроде как на законных основаниях. Во всяком случае, уже упомянутый приказ МКО гарантирует первоочередное поступление в первый класс школ именно "выпускников дошкольных образовательных учреждений", реализующих единую со школой образовательную программу. Они-то и заняли все места в будущих первых классах. Так что, если вы претендуете не на простую школу, а на "золотую" - подготовительное отделение, как правило, платное, самый верный способ. Поэтому основное поле боя за место "под солнцем" именно там. Но то, как происходит запись в эти группы, - очень большая загадка, ибо на сей счет нормативные документы напрочь отсутствуют.
Впрочем, ситуация в корне меняется, если у родителей есть что предложить школе, кроме собственного ребенка. Например, что-нибудь из дорогостоящей аудиовидеотехники, стройматериалов для ремонта или круиз по Европе. Иногда просят найти гардеробщицу или нянечку или обеспечить таковым достойную зарплату за счет родительской фирмы. Или еще что. Вариантов много. И если вы в состоянии обеспечить нечто востребованное в данный момент школой, то и ваш ребенок будет записан независимо от результатов собеседования или наличия мест.