Примерное время чтения: 7 минут
195

Что случилось с войной?

Накануне 9 Мая мы попросили семи- и восьмиклассников московских школ написать сочинение на тему "Как я отношусь к Празднику Победы". А заодно составили анкету, которая должна была показать, насколько наши школьники знают российскую историю. Результаты, прямо скажем, оказались обескураживающими.

Помнится, лет 20 назад даже во втором классе можно было запросто "схлопотать" двойку за незнание даты начала и окончания Великой Отечественной. И родители всецело были на стороне учителя: это стыдно не знать.

Конечно, времена изменились и полвека - большой срок. Да и бурный процесс переоценки всего и вся не мог не захватить и чего-то важного. Иначе как объяснить такую путаницу в головах подростков: оказывается, рейхстаг брал Кутузов и вообще это русские объявили войну немцам...

И все же грустно, что школьники, к слову, достаточно взрослые, не знают ни своих героев, ни своей истории...

...По поводу этого праздника выстраивается парад, который проходит на Поклонной горе (!!! - Прим. ред.). Мой дедушка тоже был военный, он рассказывал мне, как все происходило, как они воевали. Я заслушивалась его историями и потихоньку начала понимать, как ему было трудно. Но теперь моего дедушки нет и я начала забывать его истории.

***

...Фашисты - очень злой, сильный народ, они издевались над людьми, и им это нравилось. Но в Москве было много хороших полководцев: Жуков, Кутузов (!!! - Прим. ред.) и другие. Именно они командовали русской армией.

***

...Немцы погубили множество русских людей. Разоряли деревни. Мне кажется, что русский народ не хотел войны, но немцы вынудили нас объявить им войну (!!! - Прим. ред.). Если бы не наши дедушки и бабушки, нас бы, может быть, и не было вообще. Поэтому я думаю, что во всем нужно уважать и очень сильно относиться к Дню победы.

***

...В обычные дни некоторые люди к бабушкам и дедушкам относятся плохо. Например: пожилой человек вошел в автобус. Кругом места заняты. Никто не хочет ему уступать свое место. А ведь никому и в голову не пришло, что этот человек ветеран, отслуживший Великую Отечественную войну, что этот человек освободил нашу страну от немцев.

***

...Если бы мы не завоевали победу, то я даже не могу представить, что было бы с нами. Фашисты бы сейчас командовали нами. Мы были бы в рабстве. Сколько людей погибло, и не сосчитать. Я могу сделать такой вывод, что делает жадность и желание власти с людьми. Ведь и эта, и другие войны произошли от этого, но есть еще войны, произошедшие от конфликтов, но эта война не такая.

***

...Я думаю, что войны указывают на человеческое бездушие. Если задуматься, войны ни к чему хорошему не приводят. В случае победы мы получаем какие-то лишние территории, за которые заплатили жизнями тысяч людей. Если бы не было войн, все люди жили спокойно на своей территории. Может быть, самым верхним слоям населения это не выгодно, но большую часть народа составляют бедняки. Значит выходит, что война в пользу была и сейчас идет только в лучшую сторону какой-то сотни людей, а остальных тысячей человеческих жизней в худшую сторону. Я бы этот праздник так не называла. Я думаю, что это название оскорбляет детей и родственников погибших. Наши генералы не виноваты в их смерти, мы просто защищались, а виновными стала сторона нападавших. Я считаю, что в этой войне мы ничего не выиграли, мы просто защитили наши русские земли.

***

...Я отношусь ко Дню Победы уважительно. Там воевали наши бабушки и дедушки против немцев. Я уверен, они не хотели войны, но их заставлял Гитлер. Эта война была за покорение русских.

СССР или Россия?

9 МАЯ - День Победы. Кто кого победил? Таков был первый вопрос анкеты. И уже здесь мнения разделились. Правда, явное большинство написало, что Германию. Каждый десятый решил, что "немцев". Но в общем все почти правильно. А кто же был победителем? Чуть больше половины школьников назвали СССР. Остальные - Россию.

То есть Советский Союз эти дети уже не помнят, хотя родились вроде бы в нем.

Зато все они помнят военные годы. 1941 - год начала и 1945 - год окончания всеми были названы правильно. Примерно четверть самых ответственных опрошенных попыталась уточнить даты. С концом Великой Отечественной проблем не возникло. А вот начало пришлось и на 12 июля, и на 1 сентября, и даже на то же 9 мая. Короче, ни одного правильного ответа.

Но три четверти школьников знают, что нашими союзниками во Второй мировой войне были США и Англия, а противником, помимо Германии, еще и Италия. Несколько человек добавили к этому списку еще и Японию.

Главный герой

СЛЕДУЮЩИЕ шесть вопросов были по персоналиям. Ни один ребенок не вспомнил, какой именно подвиг совершили Александр Матросов, Алексей Маресьев и Николай Гастелло. Из всех выдающихся военачальников половина назвала Жукова, причем только по фамилии, и все. Один восьмиклассник в эту же графу записал Суворова, тоже без имени. Так что сложно сказать, кого он имел в виду.

Из героев Великой Отечественной несколько раз был назван все тот же Жуков и один раз "мой дедушка".

Один семиклассник назвал Жукова Верховным Главнокомандующим Красной Армией. Все остальные оставили эту графу пустой. То есть Иосиф Сталин у нынешнего поколения с войной никак не ассоциируется. Зато 80% детей в строку о главкоме фашистов вписали Гитлера, причем почти всегда с именем. А один ребенок припомнил и Муссолини. Так и было написано: "Адольф Гитлер - Германия; Бенито Муссолини - Италия".

А из знаменитых видов оружия тех времен всего в трех анкетах была названа "катюша", причем один раз танком. И это все.

Кто ответит за провал в памяти?

ШКОЛЬНЫЙ курс истории винить трудно. Седьмые и восьмые классы выбраны были не случайно. Последний раз историю России эти дети учили 3-4 года назад еще в начальной школе. Снова к Великой Отечественной они вернутся только к концу 9-го класса. Да и мы героев войны в том возрасте помнили не из учебника, а по "Зарницам", "Вахтам памяти", встречам с ветеранами и музеям, которые были чуть не во всех школах. Нынче этого почти нет. Наверно, где-то не сильно надо. А где-то дети и без того до предела перегружены.

Но это не вся правда. Конечно, не так много детей и двадцать лет назад зачитывались книжками о войне. А сейчас что? "Вторую мировую войну" из серии "Всемирная история" читал один ребенок. Тот самый, кто вспомнил Муссолини. Больше никаких "военных" книжек ни в одной анкете названо не было. Но кино-то раньше смотрели все. А теперь? "Семнадцать мгновений весны" видела десятая часть детей. По одному разу названы "В бой идут одни "старики", "Два капитана" и "Завтра была война".

Правда, пятая часть знает "Противостояние III". Это игрушка такая компьютерная. Стратегия Второй мировой импортного производства. Поэтому ясно, что Сталин там отнюдь не на первых ролях в отличие от Гитлера.

А вообще-то дети у нас хорошие. Многим к концу анкетирования стало стыдно. И больше половины собрались отпраздновать День Победы походом на Поклонную гору и посещением "могил героев Великой Отечественной войны". Кто-то собрался пройти "по улицам, названным именами героев" и даже "поздравить с праздником бабушку".

Я бы еще в кино сходить посоветовал. Может, где и покажут что-нибудь кроме голливудских "Спасти рядового Райана" или "Линии огня".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно