Нам, родителям, кажется, что ребенок возится в грязи, а на самом деле он с помощью ведерка и куличиков познает мир. Мы сердимся, что он гоняет с друзьями в футбол, а он таким образом учится общению. Мы ворчим: хватит играть, займись делом. Хотя психологи уверены, что игры - самое важное дело в юном возрасте.
Во что бы поиграть?
РАЗВИВАЮЩИЕ игры можно условно разделить на три большие группы. Это конструкторы и паззлы - развивающие в первую очередь мелкую моторику. Вторая большая группа - это разнообразные настольные игры, которые учат общению. И третья - это компьютерные игры, которые помогают социализации ребенка. Потому что и развивать, и обучать можно и другими, неэлектронными средствами. Главное, что они дают, - возможность быть на уровне своих приятелей из детского сада или одноклассников, которые обмениваются дисками и впечатлениями.
Хороший почерк - у "игроков"?
ДРУГОЕ ДЕЛО, что "социализацией" многие - и родители, и дети - злоупотребляют. По словам психолога Анны Красильниковой, даже старшие дошкольники очень плохо играют вместе. Они не умеют устанавливать правила и следовать им, не видят границы между игрой и реальностью, потому так часто совместные игры заканчиваются дракой. Это говорит о том, что детям не хватает опыта настольных игр, в которых даже кубик надо бросать по определенным правилам.
Другая проблема уже школьников - письмо. И плохой почерк, и неумение держать ручку связаны с тем, что малыш мало собирал конструктор и складывал паззлы. Потому и мелкая моторика плохо развита.
К слову, управление компьютерной мышкой, которым виртуазно владеют даже четырехлетние карапузы, развивает всего лишь кисть руки. А мелкая моторика - это формирование щепотки, то есть владение большим, указательным и средним пальцем.
Родительские ошибки
В ОТНОШЕНИИ игр существуют две распространенные родительские ошибки. Одни пренебрегают всякими лото-домино, конструкторами и проч., считая это баловством. Такие родители будут совершенствовать умение ребенка читать, считать и писать - и лишь затем начнут приобщать к миру игр.
По большому счету, можно и так, только дите жалко. Обучение для него может оказаться слишком абстрактным и скучным процессом. Ведь даже взрослому человеку иногда необходимы очень конкретные мотивы, для чего он то-то и то-то учит. А уж для ребенка тем более.
Вторая ошибка, более частая - в том, что игры покупают не по возрасту. Едва ли кому придет в голову подарить двухмесячному младенцу вместо погремушек конструктор. Зато приобретение стратегической настольной игры для трехлетнего карапуза очень тешит родительское тщеславие. "Ведь есть же такие вундеркинды, которые в шахматы начинают играть чуть не в грудном возрасте. Чем же мы хуже", - думают честолюбивые папы и мамы.
Но чтобы ребенок мог просчитывать ходы и стратегически мыслить, он должен сначала научиться собирать пирамидку, строить дома, складывать паззлы.
Чему научат игры?
УСИДЧИВОСТИ - не стоит это качество сбрасывать со счетов. Ведь чтобы сосредоточиться и довести начатое до конца, ребенок как минимум должен уметь посидеть спокойно в течение некоторого времени.
Видеть конечный результат. В любой игре есть цель, к которой надо прийти: сложить детали конструктора так, чтобы получился замок, в лото закрыть все квадратики соответствующими карточками, передвигая фишку, первым прийти к финишу. А видя цель, ребенок будет учиться искать способы достичь ее.
Разовьют логическое мышление. Поскольку в любой игре, будь то настольная, компьютерная или конструктор, важна последовательность действий.
Тренируют память и внимание. Именно эти качества позволяют с каждым разом все быстрее собирать из конструктора самолет и становиться победителем при игре в детское домино.
И, безусловно, любая игра расширяет кругозор. Начиная во что-то играть, ребенку приходится осваивать новые понятия, его лексикон пополняется новыми словами. Новые знания рождают новые вопросы. В общем в процессе игры неленивые родители легко могут дойти с дитем от алфавита и начального счета до углубленного изучения географии, истории, биологии и иностранных языков.