Примерное время чтения: 11 минут
177

Не упусти свои возможности!

Всему свое время. Научиться чувствовать, мыслить, взаимодействовать с другими людьми, создавать свою семью... человек может только в определенный этап своего психологического развития. Кто не успел, тот опоздал, не раскрыл свои возможности. Так считают ученые. Об этом рассказывает заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор психологических наук Андрей ПОДОЛЬСКИЙ.

Воспитание чувств

КАЖДЫЙ возраст решает свои задачи развития. Младенцу, например, из всего, что его окружает, надо выделить человека, и в первую очередь человека близкого, значимого: сладкую и любимую маму. У него огромная эмоциональная потребность общаться с мамой. Все его органы чувств - зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные - настроены на то, чтобы маму различить, узнать, уловить. Поэтому все, что исходит от мамы, прекрасно усваивается, запоминается. В это время масса случайных обстоятельств, связанных с мамой, откладывает отпечаток на развитие органов чувств.

Например, в семье родились двойняшки, однояйцовые, как две капли воды похожие друг на друга и, конечно, с одинаковыми задатками. Их разместили в одной комнате, но положили в разные кроватки. Одна кроватка стояла у окна, другая напротив двери. А когда малышам исполнился год, тот, который спал у окна, стал демонстрировать гораздо большую чувствительность к звукам. Он их раньше слышал, лучше различал. Почему? А ответ прост. Близнец, который лежал в кроватке напротив двери, чаще и раньше видел маму. Значит, у него хорошо развивался зрительный анализатор и не было нужды развивать слуховой. Но второму, который лежал у окна, мама была нужна не меньше, чем брату. Он не мог первым увидеть, как она идет к ним по коридору, но он мог прислушиваться и слышать, как она идет. Что он и делал весь первый год своей жизни, то есть все то время, которое считается самым чувствительным (сенситивным - говорят ученые) для развития органов чувств и эмоциональной сферы. И в результате получил тонкий слух.

Еще история. Семья жила в огромной коммуналке, перестроенной из роскошной дореволюционной квартиры, и занимала самую дальнюю от кухни комнату. Младенец, лежавший в этой комнате, ни видеть маму, крутящуюся на кухне, ни слышать ее не мог. Но зато он мог улавливать ее запах, потому что квартира, как аэродинамическая труба, втягивала запахи кухни и переносила их в дальние комнаты. И вот этот постоянный поиск запаха сладкой любимой мамы, вычленение его из букета всех других запахов привели к тому, что у ребенка прекрасно развилось обоняние и теперь, во взрослой жизни, он даже мыслить может языком запахов.

Возникает вопрос: можно ли в этот первый, младенческий период целенаправленно и осознанно стимулировать развитие способностей человека? Можно. Например, если мама будет петь малышу, когда его обнимает, играет с ним, держит его на руках, скорее всего, у него в дальнейшем будет хороший слух. Мамы, которые не умеют петь, могут в моменты приятного общения со своим малышом включать записи хорошей музыки. Умение тонко различать цвета, формы предметов разовьет малышу та мама, которая будет с ним рассматривать картинки, красивые предметы, играть с ним в разнообразные по цвету и формам игрушки. В общем, изысканная визуальная среда и вправду воспитывает вкус, но только если знакомство с этой средой будет происходить через маму.

Однако такие глубинные вторжения в развитие способностей - дело чрезвычайно ответственное. Если сформировать у ребенка гиперчувствительность только к звукам, только запахам или только к зрительной форме получения информации, именно эта форма у него и будет преобладать всю жизнь и другие формы восприятия информации подключить станет сложно.

От мира вещей в мир игры

ВТОРОЙ этап психологического развития - раннее детство, от года до трех лет. Это время, когда ребенок познает окружающие его предметы: как они называются, для чего нужны. И делать он это может только во взаимодействии с взрослым. А если с взрослым нет эмоционального контакта, потому что первый этап развития прошел не на руках у любимой мамы, а в больнице, например, или в детском доме, постижение мира вещей, а если шире - то и всей человеческой культуры пойдет сложнее. Плохо также, если и в этот, второй период, нет рядом близкого взрослого и мало вокруг разнообразных вещей, как было когда-то у детей в яслях на пятидневке.

В этом возрасте малышам не терпится любую вещь вскрыть, разломать... Такое отношение к вещам и есть познание предметного мира. Родители могут познание стимулировать, если создадут ребенку богатую предметную среду, позволят как можно большим количеством вещей играть, рассматривать их, разбирать и обязательно будут эту игру сопровождать пояснениями. Этот период развития на всю дальнейшую жизнь предопределит, насколько страстно человек будет и дальше стремиться к познанию всего нового, а если шире - предопределит его интеллектуальное развитие.

В три года или чуть раньше ребенок переходит на следующий, третий этап. Этот период начинается с кризиса "я сам" или, как говорят ученые, с кризиса третьего года жизни. Из двухлетнего лапочки малыш превращается в ершистого, непослушного строптивца. Ребенок вдруг осознает, что названия и назначение всех предметов, окружающих его, он уже знает, он все умеет делать не хуже мамы с папой: и ложкой ест сам, и сам надевает ботинки, значит, он должен иметь равные с мамой и папой права. Теперь малыш хочет сам определять свою жизнь. И возникает страшный психологический конфликт: ребенку кажется, что он готов к решению взрослых задач, а родителям и в голову не приходит позволить ему строить свою жизнь. И тут оказывается, что есть такой прекрасный выход, как игра. В игре ребенок может все делать сам: планировать свою жизнь, оценивать ее, контролировать, распределять роли между другими участниками, то есть совершать все то, что и создает поведение человека в обществе. И при этом в реальную жизнь не вмешиваться. Ролевые игры погружают ребенка в мир взрослых: мир профессиональной деятельности, общественной жизни, семейных отношений...

Чем больше и разнообразнее ребенок играет, тем легче ему потом будет вписаться в реальную окружающую жизнь. А если шире - он легче и правильнее будет строить отношения с другими людьми, у него будет больше возможностей стать счастливым в семье и успешным на работе.

Что может сделать взрослый на этом этапе развития? Дать возможность ребенку играть во все, что угодно, выступая время от времени в роли его партнера и приглашая в партнеры других детей.

Как усвоить знания

НО ВОТ дошкольный возраст сменяется новым этапом психологического развития - младшим школьным. Теперь ребенку надо получить средства, чтобы чего-то добиться в мире взрослых, то есть получить знания: научиться писать, читать, считать, выучить иностранные языки, а также усвоить нравственные нормы, понять, "что такое хорошо, а что такое плохо", и не только понять, но и следовать этим заветам. Как говорят ученые, ребенку предстоит освоить общественный опыт.

На дошкольном, младшем школьном и подростковом этапах развития формируется важнейшая сфера человеческой компетентности - морально ценностная. От нее зависит, насколько человек будет зрел как личность, как он будет понимать окружающий его мир и будет ли он совершать поступки соответственно своему психологическому возрасту.

Как выжать все возможное из младшего школьного возраста? В младшей школе ребенок хочет все делать своими руками. Если родители и учителя поддерживают это его стремление и все время что-то делают вместе с ним - любые знания, которые ребенок будет получать во время этого процесса, во время действия, будут прекрасно усваиваться. Вложить в его головку массу разнообразных сведений можно, все время что-то мастеря, конструируя, ставя опыты, ухаживая, выращивая, строя, изобретая вместе с ним.

Кто я?

ГЛАВНАЯ задача подросткового возраста - понять себя, понять, кто я, как гражданин, как мужчина или как женщина, как человек, который должен выбрать себе профессию...

Это очень трудный период в жизни человека. Сейчас большинство подростков, до 60%, пребывают в подавленном состоянии. Причем самый большой процент депрессивности выдают благополучные дети. Их угнетают завышенные ожидания родителей. Подростки живут в постоянном страхе, что не оправляют этих ожиданий.

Понимание самого себя очень важно. Если его нет - будь ты хоть семи пядей во лбу в школьных или вузовских предметах, полноценным человеком ты не станешь. Понимание своих задач, своих возможностей, своей зоны ближайшего развития - куда еще ты можешь продвинуться, чему научиться - начинается в подростковом возрасте и продолжается в юности.

Время проб и ошибок

Основная психологическая задача юности - на практике попробовать то, что ты понял про себя. Понял, что в семейных отношениях будешь таким-то - надо попробовать. Понял (или решил, что понял), что в профессиональной жизни будешь поступать так - надо попробовать. Понял, что отношения с людьми можно строить так - надо попробовать.

Юность - это единственный период на всем жизненном пути человека, когда общество благодушно прощает ему ошибки. Даже детям ошибок не прощают, их за ошибки наказывают. Но на ошибки юности общество смотрит сквозь пальцы, потому что это возраст по своей психологической задаче пробующий. Никто готового рецепта, как тебе жить, не может дать. Пробуй. Ты можешь ошибиться в выборе работы, при создании семьи, но у тебя есть шанс начать сначала еще раз.

А счастье было так возможно!

В ЗРЕЛОМ возрасте мы считаем, что уже состоялись как личность, все знаем, во всем разбираемся, хотя ученые, исследующие наши души, говорят, что на самом деле это не так. И тут неожиданно для многих лет около сорока разражается кризис середины возраста. По-другому он еще называется кризис первой жизненной ретроспективы. Мы впервые оборачиваемся назад и задаем себе вопрос: "Так ли я смог прожить жизнь, как собирался? Покорил ли я те высоты, которые наметил себе в юности?" Каким я получился интеллектуалом, каким профессионалом, умею ли я общаться, договариваться с людьми, чего я добился на интимном и семейном фронтах?

Если в ответ на один только вопрос мы не можем себе рассказать о своих достижениях, это хорошо. Наши победы на других фронтах скомпенсируют эту неудачу. Но если фиаско мы потерпели на двух и более направлениях - разражается кризис. Основная его сложность в том, что решение нам кажется ПОЧТИ возможным. "Как работник я ничего не добился, потому что начальник дурак. Сменю начальника, и успех придет. Личная жизнь не сложилась, потому что жена (муж) сволочь. Уйду к другой (другому), и все на личном фронте у меня станет хорошо". Не понимая того, что проблема-то в нас, а от себя никуда не убежишь. Как правило, в этом возрасте переписать жизнь набело не удается. Можно ее только слегка подрисовать, подлакировать... Поэтому ученые и говорят - ситуация почти возможного действия.

Главная задача зрелого возраста - принять самого себя, свои возможности: ты получился вот такой. Хотя в 40 лет с этим трудно смириться, еще всего хочется.

Сила самоиронии

В ПОЖИЛОМ возрасте происходит еще одна переоценка собственной жизни. Человек оборачивается назад и гораздо более спокойно, чем в 40 лет, оценивает свою жизнь. У него уже нет иллюзии, что что-то можно изменить. "Да, я не состоялся как профессионал, ну и черт с ним. Зато у меня есть 6 соток, где я копаюсь в свое удовольствие..."

Пришло время правильно соотносить то, что ты хочешь, с тем, что ты можешь. Мудрость этого возраста - готовиться к ограничениям.

И последний этап - старость. Возраст ограничений. Здесь важно совладать с новыми жизненными обстоятельствами, относиться к собственной персоне с мягкой иронией и не позволять себе превратиться в вечно нудящую развалюху. Это главные возможности старости.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно