Примерное время чтения: 11 минут
180

Песочница для взрослых

В современных детях все чаще наблюдается какое-то странное несоответствие внешней взрослости и внутреннего инфантилизма. Смотришь порой на подростка: кажется, ты уже ничему его не можешь научить, такой он бывалый, многоопытный, знающий, почем в городе овес. А чуть копнешь - и такая незрелость обнаружится, что впору ставить диагноз "задержка психического развития". Чем взрослее, тем дурее. Порой эта дисгармоничность повергает в состояние шока.

Юный "крутяк"

Вспоминается один четырнадцатилетний мальчик, которого и мальчиком-то с трудом можно было назвать, - так он выглядел и такие у него были повадки. Мать привела его на психологическую консультацию с жалобами на прогулы, хамство, запредельное своеволие и, как это обычно бывает, на запредельную безответственность. Ясно, что такому взрослому парню нелепо предлагать детские игровые тесты. Но сразу вступать с ним, таким "крутым", в задушевную беседу было уж и вовсе бесперспективно. Поэтому мы для начала попросили его письменно перечислить качества хорошего и плохого человека. Задание, в общем-то, простое, но с виду серьезное.

Результат нас ошеломил. Мало того, что парень с трудом наскреб по три эпитета, так еще выбор качеств говорил сам за себя. Хороший - красивый, добрый, умный. Плохой - некрасивый, злой, глупый. А ведь ребенок уже в пять лет понимает, что красивый не обязательно хороший, а некрасивый совсем не всегда бывает плохим. Любимая бабушка может быть старой, морщинистой, беззубой, а красивая ведьма в мультфильме не просто плохой, но даже отвратительной. Знает дошкольник и про умных злодеев. Так что наш четырнадцатилетний "крутяк" тянул максимум на три-четыре года. Столь незрелые понятия о жизни и людях не могли не отразиться на его поведении. Отсюда и безответственное поведение, которое так пугало мать. Какая там ответственность у малыша-дошкольника?!

"Продвинутые" родители с умилением рассказывают, как "крошка сын к отцу пришел" и... посоветовал, в каком пункте сегодня выгодно совершить валютный обмен. "Умный парень растет", - умиляется папаша. А умник не владеет элементарными нравственными понятиями, без которых невозможно становление человеческой личности. Ему невозможно объяснить, почему надо делиться с другими детьми сладостями и почему не надо мстить. Но практические познания такого ребенка (умен не по годам!) настолько восхищают взрослых, что обратную сторону медали они будто и не видят.

Задержка развития души

Однако чем взрослее становится ребенок, тем обыденней выглядит его практичность. Она тускнеет, поскольку соответствует возрастной норме. А вот душевное недоразвитие высвечивается все ярче, потому что оно все больше перестает соответствовать возрасту. Причем выражается это не только в отсутствии высоких потребностей. Такой подросток равнодушен к классической музыке и не испытывает романтических чувств по отношению к существам противоположного пола. Но во все времена были люди приземленного склада, ничем, кроме хлеба насущного, не интересующиеся. Нет, у современных инфантилов приземленность совсем иная, что все ярче высвечивается по мере взросления. Прекрасно понимая, что почем, они вовсе не настроены напрягаться для достижения благ. Но, с другой стороны, не собираются себе в чем-то отказывать. С присущей им инфантильностью подросшие детки уверены, что родители точно так же должны обеспечить им "достойное качество жизни", как обеспечивали кормежку и красочные конструкторы в малышовом возрасте. Сами же подростки никому ничего не должны. Они и о себе-то толком не могут позаботиться, потому что не умеют рассчитывать на шаг вперед. Такой недоросль может украсть все деньги, имеющиеся в доме, - именно все, а не малую толику на мороженое, потребности-то у нынешних инфантилов непомерно раздуты! - нисколько не заботясь о том, что завтра ему же самому будет нечего есть.

- Что я с ним сделаю? - устало жалуется женщина. - Из дома не выгонишь, он здесь прописан, грозит в милицию пожаловаться. Мне говорят: "Не корми..." А как? Замок, что ли, на холодильник повесить? А ростом он уже с взрослого мужика. Мне с ним не справиться. Вы спрашиваете, что он делает целыми днями? Полдня спит, потом встает, в компьютерные игры играет, телевизор смотрит. Хорошо хоть его девочки пока не интересуют, он в этом плане у нас еще ребенок...

А вот юноша более старшего возраста. Причем не такой "отвязанный", а более благополучный. Он и школу закончил, и даже в институте отучился. Устроился на работу, прилично зарабатывает. Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением: вывели в люди... Но "люди" - это в данном случае громко сказано. Не очень-то похож инфантильный юноша на... есть соблазн сказать "на взрослого", но скажем более откровенно: на человека. Он живет с родителями на всем готовом и при этом не считает нужным отдавать им хотя бы часть зарплаты. Они, впрочем, тоже не настаивают, чтобы не обострять отношений.

Вскоре у сына появляется девушка. Они находятся в близких отношениях, это может длиться год, другой, третий. Но женой он ее не считает. А уж про детей нечего и заикаться! Какие дети в наше время? Сперва надо пожить для себя, ведь в жизни так много интересного: пиво, дискотеки, клубы, кино, интернет, роликовые коньки, бассейн, яхта, теннис. Жизнь похожа на большую песочницу, в которой появляются все новые формочки и совочки. А работать приходится для того, чтобы их оплачивать, поскольку родители этот взрослый набор игрушек обеспечить уже не в состоянии. Зато они в состоянии морально поддержать и оправдать своих отпрысков: "Сейчас в этом возрасте еще никакой ответственности".

Но где основания полагать, что она когда-нибудь появится? Что это вообще такое - "ответственность"?

Что считать ответственностью?

Кого традиционно считали ответственным человеком? Ведь не того же, кто убирает за собой постель и даже зарабатывает себе на жизнь. Ответственным ребенком называли того, кто нянчил малышей. Ответственным взрослым - берущего на себя все самое тяжкое, самое трудное и неприятное. Скажем, никому и в голову не приходило восторгаться ответственностью родителей, выхаживавших своего больного малыша. Вот когда своих четверо по лавкам, а еще усыновили ребенка-инвалида - это да, таких людей очень уважали за ответственность.

В основе ответственности лежит жертвенная любовь, готовность усложнить свою жизнь, чтобы облегчить ее другому. И чем этот другой от тебя дальше, тем выше уровень ответственности.

Но в последнее время критерии оценки сильно сместились. Мать, заботящаяся о сыне-инвалиде, - не просто ответственная, а героиня, т.е. она уже выведена за пределы обычной человеческой нормы. Что же касается самопожертвования ради чужих людей, то здесь сдвиг в оценках оборачивается парадоксом. Такие люди воспринимаются современным обывателем как юродивые.

Подводя итог, можно сказать, что эпитет "ответственный" присваивается сегодня человеку, который худо-бедно способен отвечать за себя. Все, что сверх этого, - исключение из правил.

А инфантил даже за себя отвечать не может. Он весь во власти влечений, сиюминутных, по преимуществу низменных желаний. Но такой индивидуум может существовать, только пока он полон сил. Когда же с ним что-то случается, без поддержки извне он уже не выживет. Не отзываясь на тяготы родных и друзей, отказываясь от бремени семьи, ответственности за детей, судьбу своего народа и Отечества, современный человек не смотрит даже на два шага вперед и обрекает себя на полную беззащитность в критических обстоятельствах.

Цели и задачи инфантилизации

Только очень невнимательные или не очень честные люди считают, что инфантилизм распространяется в обществе стихийно, без малейших усилий с чьей бы то ни было стороны. Откуда ни возьмись появляются идиотские и непристойные молодежно-подростковые журналы, газеты и книги. Работают на отупление юношества целые телеканалы. В школах сокращают часы, отведенные на изучение литературы, а из программы выбрасываются произведения, развивающие душу, их заменяют прямо противоположными. Конечно, одна из очевидных задач государства, насквозь пропитанного интересами бизнеса, - воспитание идеальных потребителей, и тут инфантилы нужны позарез.

Кто хочет того, другого, третьего и всего сразу, не умея задуматься, нужно ли ему это в действительности? Кому быстро надоедает купленная игрушка, которая еще вчера казалась пределом мечтаний? Кто легковерен, у кого не развито критическое мышление? С кем можно затеять игру "в стопроцентные скидки только сегодня и только для вас"? Конечно, с ребенком. Но с таким, у которого взрослые аппетиты и взрослая возможность распоряжаться средствами. Общество потребления старательно воспитывает себе граждан, которые будут полностью зависимы от системы социальных служб и без них уже не смогут существовать. Причем зависимость эта будет подаваться не как открытое принуждение, а как свободный выбор.

Сейчас речь идет о некоем едином "постиндустриальном" обществе, для которого отчуждение людей друг от друга постепенно становится нормой. Особенно ярко это проявлено в так называемых развитых странах Запада и Америки. Фактически все самое важное в жизни человека происходит вне дома и вне семьи. Рожают "цивилизованные люди" в медицинских учреждениях. Умирают, как правило, тоже. Да и в промежутке между этими двумя эпохальными событиями в основном находятся не в семье. Ясли, детский сад, школа, институт, служба, дом престарелых...

Скольких родителей уже удалось убедить в том, что они ровным счетом ничего не смыслят в собственных детях, не умеют их ни воспитывать, ни даже любить и должны руководствоваться исключительно советами специалистов! Мы видим это и на своих психологических занятиях. В начале 90-х многие родители вообще не понимали, зачем им психологи, и обращались за помощью только в случае действительно серьезных поведенческих отклонений. Теперь же хотят получить советы на все случаи жизни. Ребенок спать днем не любит - на прием к психологу. Бабушке грубит - без специалиста не разобраться. Ссорится с младшим братом - "Подскажите, что делать, - ребенок неуправляем!" Нам, наверное, радоваться бы надо прибавлению клиентов, но вообще-то радостного тут мало: подобные тенденции свидетельствуют о том, что уровень безответственности в обществе сильно повысился.

Развращенные дети

Тут, пожалуй, настало время вернуться к понятию ответственности. Что заставляет человека ответить на боль другого? Ну, конечно же, сострадание, милосердие, любовь. Да, именно любовь - вот что порождает ответственность. Вот что велит взять на себя чей-то груз, помочь. Свою ношу утяжелить, чтобы облегчить другому. И по мере взросления человек научается этой сострадательной любви. Так взрослеет его душа. Ответственность - один из главных признаков ее полноценного развития. Это одна из важнейших характеристик нормального взрослого человека. Легко выстраивается и другая цепочка: рост инфантилизма - увеличение безответственности - оскудение любви.

Христос призывал обратиться и быть, как дети. И на первый взгляд современное общество костьми легло, чтобы выполнить этот завет. Старики ходят в коротких штанишках-шортах, бабушки требуют, чтобы внуки называли их уменьшительными именами. Все хотят быть детьми, никто не хочет стареть. Да и подростково-молодежному инфантилизму потакают, бессознательно желая продлить собственную молодость. Ведь пока твой ребенок не повзрослел, ты вроде как тоже не старишься. Но детей отличает прежде всего чистота. А эти-то качества как раз и вытравляются всеми силами из современной жизни.

Государства, ведущее сознательную политику переустройство мира, старательно растлевают детей прямо с пеленок. Во многих "развитых" странах секс-просвет входит в обязательную школьную (а то и детсадовскую!) программу. Под лозунгом свободы слова блокируются попытки защитить детей от непристойной информации. Извращенцы получают все больший доступ к ребенку, а назначенные властью эксперты подводят под это обширную теоретическую базу.

Общественное сознание, конечно, меняется не так легко, как политика. Но и в нем произошли значительные подвижки. Родители весело хихикают, видя на прилавках кукол с гениталиями. И даже могут купить их детям. Про непристойные подростковые журналы, которые выходят огромными тиражами и покупку которых оплачивают те же родители, нечего и говорить. А вдумайтесь в смысл расхожего утверждения: дескать, что уж так ограждать детей от якобы недетской информации? Они еще и не то знают, нам сто очков вперед дадут! То есть чистота уже не считается неотъемлемым свойством детства, а ее поругание - трагедией. Скорее наоборот, в подобных высказываниях звучит затаенная гордость. Вот какие они шустрые, наши новые детки! Да, не проходит даром бесконечное пребывание в информационной помойке.

Христианская суть понятия детства вылущена, остались плевелы, оболочка. И в эту оболочку методично вкладывается прямо противоположное содержание. Так что потворствуя инфантилизму, способствуя задержке (а то и остановке!) развития детских душ, мы приближаем тем самым формирование общества бездушия и бездуховности, т.е. то, что на религиозном языке называется "Царством Антихриста".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно