В самую большую в мире танцплощадку превратилась малая спортивная арена "Лужников" 25 и 26 октября. Здесь прошел Открытый чемпионат России по спортивным танцам "Russian Open - 2003". В нем приняли участие несколько тысяч танцоров из десятков стран мира. Среди фаворитов по латиноамериканским танцам на этом турнире были москвичи Мария ТЗАПТАШВИЛИ и Денис КУЗНЕЦОВ.
ЛЮБОВЬ к танцам Маше передалась от мамы, которая в животе с дочкой до восьмого месяца танцевала на сцене Омского музыкального театра. Однажды, танцуя партию Эсмеральды в одноименной опере по роману Виктора Гюго "Собор Парижской богоматери", мама будущей Маши чуть не родила дочь на сцене и, превозмогая боли, все же дотанцевала до конца партии.
С самого рождения не было в ее жизни дня, чтобы Маша не оказывалась в театре. Первыми словами, которые она научилась говорить, были, помимо мама и папа, еще сцена, балет, гастроли, музыка.
Еще до того, как пойти в школу, Маша уже танцевала партию маленькой Эсмеральды. Когда Маша пошла в гимназию, ее там с уважением называли артисткой, ведь мало кому в таком возрасте удавалось выйти на большую сцену.
Маша была младшей в семье, старшей была Лена. Она также увлекалась танцами и всячески помогала младшей сестренке не только советами, но даже шила для ее выступлений платья. Соседи даже шутили: мол, не семья, а одни артисты. Но иначе и быть не могло - мама танцевала в балете, а папа был главным балетмейстером театра юного зрителя.
Но все-таки главной была Маша. Ради ее таланта родители перебрались в Москву, где состязания по танцам проходят практически каждый месяц и не один раз. Так семья Тзапташвили оказалась в столице.
- Без танцев не могу прожить и дня, - говорит Маша, - готова тренироваться день и ночь. На соревнованиях уже побывала во многих странах. С партнером были финалистами чемпионата России среди молодежи по латиноамериканским танцам, финалистами Открытого чемпионата США в Майами, полуфиналистами Открытых чемпионатов Италии и Германии в Мангейме, серебряными призерами чемпионата "Империал" в Лондоне. Мы успешно выступили на Всемирных юношеских играх, которые проходили в Крылатском.
Переехав в столицу, по утрам Маша спешила в школу, а после нее - в "Русский клуб", который находился недалеко от станции метро "Бабушкинская". Тренировалась без выходных под руководством Ларисы Давыдовой и Виктора Никовского. Лариса на время стала ее "второй мамой", раскрывая все секреты по "латине" - так специалисты называют латиноамериканские танцы.
А как грациозно Маша выглядит во время выступлений! Она очаровывает публику своими нарядами. Кстати, их она изготавливает собственными руками. И в этом ей помогает мама.
- Костюм нужно обязательно примерять заранее, - говорит Маша. - Однажды мне это сделать не удалось, в результате хвост платья на соревнованиях так летал, что у меня потом все ноги были в синяках, а перчатка постоянно наворачивалась на палец Денису. Пришлось выкидывать из выступления некоторые элементы. Что касается цвета, то обычно все начинают соревнования в темных, даже черных костюмах, а на решающие туры надевают что-нибудь пооригинальнее, посветлее.
- Сейчас в моде украшения,- говорит Тамара Алексеевна, мама Маши. - Они обязательно должны сочетаться с костюмами. В костюме для "латины" в моде все, что может прийти в голову. Так что мы всегда думаем об индивидуальности. Сейчас латиноамериканский костюм становится все более цветным. Особенно популярны чистые, естественные цвета, например красный, желтый. А самыми популярными украшениями как для стандарта, так и для "латины" остаются хрустальные камни. Цвет и размер их разнообразны, но нужно знать чувство меры. В моде все, от самых мелких аксессуаров до огромных, главное - сочетаемость. Обычно над костюмом колдуем втроем - я, Лена и Маша. Готовы ночами не спать, но сделать его таким, чтобы все ахнули. И нам это удается.
Сейчас Машин партнер - Денис Кузнецов. Танцевать они начали полтора года назад, Маше было 17. К тому времени Денис уже был вице-чемпионом России, но его партнерша закончила выступления.
- Я была безумно удивлена его звонку, - говорит Маша, - но постаралась скрыть все эмоции. Это была его идея, и я очень хотела, чтобы мы подошли друг другу и как партнеры по танцу, и как люди. Когда я в 13 лет приехала в Москву, меня поставили в пару с взрослым партнером, ему было около 20 лет. Однажды он мне позвонил и спросил: "Маша, что ты делаешь?" А я ему: "Мультики смотрю..." Он этого понять так и не смог. А в танце понимание очень важно.
На соревнованиях в немецком Мангейме на Открытом чемпионате Германии весь танцевальный мир говорил о том, что они встали в пару, и было такое ощущение, что все собрались там посмотреть исключительно на них. В танцах есть такая особенность: сильнейшие по рейтингу пары пропускают первые туры, поэтому зрители заполняют трибуны уже по ходу соревнований. На этот раз зал был полон, и даже эти самые "звезданутые" пары пришли посмотреть на них. И надо же было такому произойти: у Маши что-то случилось с левой ногой!
- Я по лестнице ходила и поднимала ее руками! - рассказывает она. - Шесть туров танцевала на одном энтузиазме и любви к родине. Но нам повезло: мы тогда были очень хорошо готовы и показали высокий результат.
Распространено мнение, что европейскую программу нужно танцевать спокойно, а "латину" - эмоционально. Но если стандарт танцевать академично, без эмоций, то это будет смотреться очень скучно. В танце вообще очень хорошо виден характер, и нетемпераментный человек вряд ли добьется в нем успеха.
Лет 20 назад, когда танцы еще не развивались сегодняшними темпами, бывали случаи, когда люди выигрывали оба вида - и стандарт, и "латину". Сейчас же это практически невозможно. Здесь можно провести аналогию, например, с пятиборьем. Даже олимпийский чемпион в этом виде спорта никогда не проплывет дистанцию быстрее, чем Александр Попов, и не пробежит быстрее какого-нибудь известного бегуна. В будущем появятся чемпионы мира в обеих программах, но для этого требуется либо гениальность, либо отсутствие конкуренции.
Танцоры не только выступают на состязаниях, но и думают об учебе. Денис окончил университет Натальи Нестеровой, факультет "Академия танца". Я сейчас учусь там на четвертом курсе. У спортсменов очень разносторонняя подготовка - и спортивные танцы, и народные, и балет, и фитнес. Тренировки длятся, по сути, весь световой день.
Особых примет у этой пары нет, единственное, что для них важно, - соблюдать распорядок дня перед турниром. Примерно три часа требуется на внешний вид, час отводится на дорогу, и час они тратят непосредственно на месте. Если этот график нарушается, то ребята начинают нервничать. Правда, как показывает практика, этот фактор не влияет на выступления.
- Маша, а какая разница между любителями и профессионалами?
- Если вкратце, разница только в последовательности танцев. Мы начинаем с самбы, а потом идет ча-ча-ча, а профессионалы - наоборот. Есть еще особенность: в любителях оригинальность не в почете - лучше быть похожим на всех, а в профессионалах приветствуется индивидуальность, "изюминка". Поэтому некоторые пары добиваются наибольшего успеха в любительских танцах, а некоторые - после ухода из них.
- А когда детям лучше начинать танцевать?
- Мы с Денисом начали танцевать лет с 10. А у меня в Омске, откуда я родом, есть племянница. Она только говорить начала, но уже перед телевизором танцует, всякие па делает. Думаю, что родители скоро всплакнут, когда она изъявит желание танцевать.
- Какие парни тебе нравятся?
- Я не так много общалась с мужчинами, не имеющими отношения к танцам, поэтому мне трудно об этом судить. Но могу сказать, что выделяет Дениса. Он - образец галантности по отношению к партнерше. Это очень подкупает.
Смотрите также: