Что дает нашим детям Всемирная информационная сеть - безграничный инструмент познания или средство зомбирования? Попробуем разобраться.
Интернет - запретов нет
За считанные секунды разыскать биографию художника и изображения его картин? Пожалуйста! Окончить заморский университет, не выезжая из родимого Урюпинска, - нет проблем! За сущие копейки отправить письмо любого мыслимого объема на другой конец света - успевайте "топтать кнопки". Это только самые очевидные плюсы интернета, вполне доступные самому "задвинутому чайнику".
Но там же "висят" инструкции для террористов, агитки тоталитарных сект, прокламации черносотенных вожаков, изыски многочисленных графоманов и еще много всячины, от которой так хотелось бы уберечь неокрепшие юные души. Но пока, увы, не получается.
Три раза суд штата Филадельфия в США признавал неконституционным закон о защите детей в интернете. Этот нормативный акт обязывал все публичные библиотеки и учебные заведения установить на своих серверах специальные программы, блокирующие доступ к сайтам сомнительного содержания. Суд не позволил.
Спецподразделения МВД России отслеживает "неблагонадежные" материалы, размещаемые в Сети нашими любителями "клубнички", но наказать их в отсутствие четкой законодательной базы не имеют возможности.
Московский департамент образования разработал рекомендации "по защите учащихся от информации, не соответствующей нормам морали и этики". Школы стараются. Но с домашнего-то компьютера любой дошкольник может выходить в интернет без всяких ограничений.
Порносайты Петра Великого
Вместе с интернетом к нам пришла пора, когда закрыть какую-либо область знаний от любопытных детских глаз стало практически невозможно. И всяческие машрутизаторы, контроллеры доменов и распределенные серверные системы, если и работают, то только в рамках тех локальных сетей, где они установлены.
Впрочем, всего опять-таки не предусмотришь. Так, набрав в одной из популярных поисковых систем имя царя, прорубившего "окно в Европу", можно получить целый список исторических материалов, среди которых и сайт о его гомосексуальных наклонностях с перечнем тогдашних гей-клубов и их завсегдатаев. Как иллюстрации - весьма откровенные гравюры придворных художников... и вполне современная реклама предметов для развлечений нынешних геев.
Заниматься перечислением подобных "накладок" можно долго. И означает это только то, что общечеловеческие нормы морали и этики вновь подвергаются серьезнейшим испытаниям. Ведь порносайты - такая же действительность интернета, как форумы молодых ученых.
И что теперь? Запретить подключать к Сети домашние компьютеры тем семьям, где есть дети? Теоретически вполне реально. В некоторых мусульманских странах осуществлено на практике. Вот только надо ли рыть еще одну пропасть между поколениями?
Ru.сский облом
На самом деле существует куда более серьезная опасность. Вместо того чтобы всячески лезть в интернет и создавать там полезные альтернативы "фоновым шумам", мы поступаем с точностью до наоборот, закрывая нашим же детям доступ к самой насущной информации.
Примеров не счесть. Так последняя наиболее полная версия Российского энциклопедического словаря размещена на сайте "Рубрикона" (www.rubr.ru), но с недавних пор он сделан платным. Расширенная и дополненная версия фундаментального справочного издания, Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия, стоит на одноименном портале, но и она доступна только за отдельные деньги. Знаменитый в свое время сайт энциклопедии "Брокгауз on-line" сначала закрылся, а теперь возник уже в составе платного "Рубрикона". На ряде сайтов, где есть Большая советская энциклопедия, без денег можно только полистать словник, а доступ к поиску закрыт паролем.
Толковые словари русского и иностранного языков можно найти на сайте www.slovari.ru. Доступен он с гостевого входа - имя: guest, пароль: guest. Говорит это только о том, что и этот ресурс, скорее всего, тоже скоро станет платным.
К этому можно добавить, что и государственные просветительские учреждения не спешат приобщить народ к своим сокровищам. Так Российская государственная библиотека предлагает вовсе не электронные версии мировых бестселлеров или раритетов, а всего лишь набор платных справочно-библиографических услуг.
Нормативные документы вроде бы и есть на сайтах министерств и региональных правительств, но уж очень выборочно. Хочешь почти полные пакеты? Пожалуйста. Купи справочно-правовую систему вроде "Гаранта" или "Консультанта". Раз в неделю будешь получать все обновления, но, разумеется, не бесплатно.
Что это? Недоработка государства или еще один способ ограничить доступ к качественным образованию и информации имущественным цензом?
Учеба по суррогатам
Справедливости ради стоит отметить, что сохранились в сети и альтруисты. Но их информацию вряд ли можно признать исчерпывающей. Вот некий ресурс, именующийся "Современной энциклопедией". Примерно 13 000 статей. Для энциклопедии маловато. Да и куцые они какие-то. Еще один энциклопедический проект - "Кругозор". С объемами вроде все в порядке. Но толкования зачастую сильно упрощены, а то и просто не слишком правильны. И опять-таки их число чуть больше 10 тысяч, что в 8-10 раз меньше, чем положено иметь серьезному словарю.
Если с первоисточниками в РуНете определенные проблемы, то с их интерпретациями в виде всяческих "кратких изложений", конспектов и рефератов - почти порядок. Например, в Банке рефератов (www.bankreferatov.ru) таковых около 30 тысяч. Именно коллекции рефератов - один из наиболее популярных у молодежи интернет-ресурсов.
Среди них достаточно весьма посредственных. Хватает и откровенной халтуры. Но. Если "вы не нашли свой реферат, обязательно дайте бесплатное объявление". Помощь не заставит себя долго ждать. И вот, вместо того чтобы корпеть в библиотеке, ученики и студенты находят в Сети сочинения и курсовые, доклады и дипломные проекты. Остается только поменять титульный лист и даты, и чужая работа становится "своей".
Сколько у нас таких "одаренных" халтурщиков? Об этом можно судить по объемам загрузки рефератных сайтов. В конце учебных четвертей и семестров их посещаемость зашкаливает за миллион в месяц.
Выпускникам школ не страшны теперь никакие экзамены. Ребята умело пользуются положением об итоговой аттестации, позволяющим по любому устному предмету защитить реферат. Потом учителя удивляются: откуда это у закоренелого троечника такая невзначай открывшаяся глубина размышлений и потрясающая компетентность? Вот так годовая тройка при пятерке за чужой реферат на экзамене обращается в итоговые аттестационные "хорошо".
Действенных способов борьбы с подобным явлением предостаточно, но владеют ими лишь те педагоги, которые сами приобщены к интернету. А таких пока не сильно много даже в столицах.
Впрочем, куда хуже, когда эта проблема просто игнорируется. Ученик скачивает реферат и, даже не читая, сдает. "Препод", тоже не читая, ставит зачет. Все вроде бы при деле, и учебный процесс вроде как идет. И кабинет украшен солидными "творческими" работами, и современные технологии использованы, и оценки в журналах и аттестатах приличные. Чего еще желать?
И до куда мы так дойдем? Об этом лучше не думать? И ведь не думают.
Следствие "безграмотных" перлов
Однако не все так сумеречно. Интернет помогает ребенку не только хитрить и халтурить. Он же дает возможность раскрепоститься и самовыразиться. Тот же Банк рефератов постоянно обновляется за счет работ, которые студенты и школьники пишут специально туда. Причем никто их не заставляет и тем более не платит никаких гонораров.
Таких ребят, конечно, немного. И пишут они чаще на темы, не востребованные школьными программами, но интересные им самим. Но гораздо интереснее то, что в сочинительский процесс вклиниваются и те, кто до сих пор по своей воле не только не написал ничего, кроме тех самых трех букв на заборе, но и читал только ценники в каких-нибудь макдоналдсах. А ведь теперь читают, интересуются, высказываются. Может быть, не совсем о том и так, как хотелось бы их наставникам, но тем не менее.
Делятся вот своими впечатлениями о фильмах. И получается искреннее, веселее и куда выразительнее, чем у заштатных киноведов. Просчитывают последствия куда лучше, чем прожженные аналитики. Вот, например, прогнозы по поводу информации о том, что в школах столицы Эстонии собираются установить автоматы по продаже презервативов.
Ал (это такой электронно-почтовый псевдоним): "Ой, представляю, если такие "игрушки" в школе появятся... Прихожу в класс... а на окнах, досках, шкафах... Красота невозможная! Открываешь стол, а там... А еще по всему полу воды полно: интересно же, сколько туда влезет?"
КирюХА: "Трындец всем прохожим, мимо школы, озираючись, пробегающим!!! А кто не бросал наполненные водой (да еще и с краской) резиновые штучки???"
Wolf: "Еще надо красные фонари на школах повесить. И будет О`кей".
Мумий Е: "Замечательно! Заодно уж и в детсады, и ясли эти автоматы поставить. Кстати, а почему забыли об автоматах по раздаче сигареток с марихуаной и одноразовых шприцов с героином?"
Опубликовано все это на стремительно набирающем популярность у юного поколения сайте www.5ballov.ru. Там еще много откликов на эту тему. Но они по большей части столь откровенны, что только интернет их и терпит. Впрочем, смысл примерно тот же: нормальная реакция вполне здоровых людей.
Не мало там и другой переписки по куда более серьезным вещам. Сайт-то отнюдь не какой-то "клубничный". Пишут там и о дутых конкурсах в вузы, и грантах на обучение. Присутствуют и тесты для проверки знаний по всем разделам школьных программ. Даже аудиобиблиотека всей школьной классики присутствует. Нет времени читать - слушай.
Семь процентов заинтернеченных
Вот и получается, что все разговоры о вреде интернета для школьников или еще кого, что называется, от лукавого. Суть в том, что интернет - это инструмент, который, попав в руки мастера, позволяет ему творить чудеса. Как топор: можно избу срубить, а можно, и как Родион Раскольников.
И беспокоиться надо совсем по другому поводу. По данным Министерства связи и информации, в России возможности Сети доступны всего семи процентам народа. Причем половина этих жалких процентов приходится на госучреждения и бизнесструктуры, использующие мировые информационные ресурсы в своих узковедомственных целях. А вот детям, которым они действительно нужны для нормального собственного образования и развития, они практически не доступны.
Так что рано считать "мух", которые выживут в паутине. Надо сначала дать им возможность в нее попасть. Иначе интернет перешагнет даже не через нас. Наше поколение он уже выплюнул на обочину. И нам надо сделать так, чтобы тоже самое не случилось с нашими детьми. Чтобы мир информационных технологий не переехал через них со всеми их бумажными учебниками и классно-урочной системой так же, как эволюция в свое время переехала через динозавров.