Моему сыну все нужно говорить по десять раз. Зову его, например, ужинать, а он играет и не реагирует. Как будто не слышит. Ходили даже проверить слух - оказалось, все в порядке. А уж если мы куда-то опаздываем, он вообще становится как сонная муха, еле движется, проявляя удивительную настырность (хотя вообще-то он совсем не такой). Я и кричала, и наказывала - бесполезно. Что вы посоветуете?
Татьяна Эльх, г. Уфа
ОПИСАННАЯ картина весьма типична для нервных, чувствительных детей. Спешка для них - непосильный стресс, на который они реагируют защитным торможением. Чем ощутимее угроза опоздать, тем больше дети отключаются, подчас действительно впадая в полусонное состояние. Однако никакой настырности в их поведении нет, поскольку происходит все это помимо их воли, бессознательно. Собственно говоря, это косвенно подтверждает и мама, отмечая, что вообще-то ее сын не склонен делать назло. Вероятно, она раздражается, сталкиваясь со столь парадоксальными реакциями ребенка, а его раздраженный тон, окрики и шлепки только еще больше травмируют. Очень часто такое защитное торможение проявляется у детей в семьях, где взрослые очень энергичны, напористы и нетерпеливы. Вместо того чтобы умерить свой пыл, они пытаются переделать ребенка, и ситуация только усугубляется.
Маме следует не доводить до цейтнота, а начинать сборы задолго до выхода на улицу, не требовать, чтобы ребенок полностью одевался сам, а помогать ему. Намереваясь пойти с ребенком в какое-то незнакомое место, надо психологически подготовить его, в подробностях рассказав, что его может там ожидать. Ведь для нервных детей любой поход в незнакомое место - это стресс, даже если они идут развлекаться. И выражая на словах согласие с планами взрослых, они подсознательно противятся выходу из дома, их психика не справляется с напряжением. Параллельно стоит заняться психической тренировкой: или с психологом, или самим. Очень помогает обсуждение и проигрывание новых ситуаций для отработки правильных моделей поведения. Полезны и игры с мячом, когда ребенок, ловя мячик, должен отвечать на вопросы или продолжать начатую фразу. Это тренирует скорость реакции и одновременно учит не пасовать в непредвиденных обстоятельствах.