Даже на фоне изобилия кулинарных изданий подарочные богато иллюстрированные книги Эльмиры Меджитовой пользуются повышенной популярностью. Хозяйки отмечают, что, во-первых, "по-Меджитовой" получается все, во-вторых, коллекция рецептов обширна и разнообразна, и в третьих, сами книги на редкость удачны: идеальное соответствие текста и иллюстративного ряда, полнота изложения и новизна рецептов, масса полезных советов и удобная верстка. Наш корреспондент беседует с автором "идеальной кулинарной книги".
- Эльмира, как получилось, что вы, художник книги, фотохудожник, занимавшийся созданием альбомов по народному искусству, заинтересовались кулинарной тематикой?
- В процессе создания альбомов я объехала практически всю Россию, побывала в большинстве союзных тогда еще республик, в самых отдаленных уголках страны. И естественно, во время путешествий знакомилась с национальными кухнями. Фотографировала столы, отдельные блюда, иногда процесс приготовления особо сложных блюд шаг за шагом и, конечно, собирала рецепты. Подспудно у меня давно зрела мысль о красочном, богато иллюстрированном кулинарном издании. И с перестройкой, когда, к глубокому моему сожалению, тематика народного искусства, как бы она ни была интересна и полезна, стала невостребованной, я полностью посвятила себя кулинарной тематике. Кухня - это ведь тоже часть национальной культуры. А по богатству, разнообразию, интересу - это целый космос.
- Создание кулинарной книги - долгий процесс?
- Моя первая кулинарная книга "Русская кухня" - плод десятилетней работы. Сейчас, когда я занимаюсь только кулинарными проектами, я, конечно, могу подготовить книгу быстрее. Во-первых, у меня уже имеется обширная слайдотека и база кулинарных рецептов. Во-вторых, коллекция рецептов активно пополняется: люди меня уже знают, пишут мне, за что я всем очень благодарна. Ну и в третьих, наработан опыт в иллюстрировании, макетировании книги, написании и редактировании весьма специфического "кулинарного" текста.
- Что представляется самым сложным?
- Скажем так, легкой работы, не требующей специальных знаний, здесь нет вообще. Но одна из самых трудоемких работ для меня - это текстовая часть. Во-первых, надо привести в соответствие "таблицу мер и весов". Все термины, которые читателю ничего не скажут, переводятся в понятные граммы, тонкие стаканы, столовые и чайные ложки. Кроме того, для обычной хозяйки нельзя писать ни языком древней книги, ни языком профессиональной кулинарной литературы: надо найти понятные слова для обозначения всех продуктов и всех действий. Что вам скажет, например, профессиональное "проверить сахарный сироп на толстую нитку" или "на мягкий шарик"? Я стараюсь избегать также иностранных слов и выражений, не выхолащивая сущности рецепта. И обязательное условие - краткое, внятное поэтапное описание, - чтобы не выяснилось в конце, что яйцо, которое вы уже положили в тесто, оказывается, нужно было взбить со сливками. Все это необходимо для того, чтобы любое блюдо было легко приготовить в домашних условиях.
- А вы к домашнему столу часто готовите блюда по рецептам из своих книг?
- Подавляющее большинство рецептов прошли через мою домашнюю кухню. Возвращаясь из поездки, я, как правило, нахожусь под впечатлением от новой кухни, с удовольствием готовлю блюда по новым рецептам. Но когда наступает время писать тексты или делать макет, дома наступают "сосисочные" или "бутербродные" дни. Как и любая работающая женщина, я не могу целыми днями стоять у плиты.
- Можете назвать блюда, которые произвели на вас особое впечатление?
- Меня всегда поражало, различается одно и то же блюдо, приготовленное в разных уголках страны и в разные исторические периоды. Например, уха. Казалось бы, ну суп из рыбы. Что здесь может быть необычного? Ан нет. Например, русские купцы и другие, более-менее зажиточные люди на Руси признавали уху исключительно с шафраном, на юге России уха немыслима без томатов, поморская кухня - это уха на молоке. Ее совершенно необычный, богатый вкус произвел на меня огромное впечатление во время путешествия по побережью Белого моря. Попробуйте приготовить такую уху из любой, даже самой дешевой рыбы, и вы поймете, о чем я говорю.
- Как часто семейная трапеза предваряется фотосъемкой?
- Не каждый день, конечно. Очень много снимков я делаю во время "кулинарных путешествий", но периодически домашнее меню зависит от того, какая иллюстрация требуется для книги. Недавно я закончила съемку для оформления новых книг "Домашняя кондитерская" и "От пирогов до пиццы", после чего мы еще долго поедали съемочные "реквизиты". Помню забавный случай, который позволяет мне рекомендовать хозяйкам довольно редко встречающийся у нас тип теста - масляный бисквит. Из этого теста я испекла в чудо-печке кекс "Столичный" в форме кольца. И что-то помешало мне его сразу сфотографировать. Кекс лежал, лежал, занимал место, и, в конце концов, муж повесил его на гвоздик. К тому времени, когда я собралась делать съемку, кекс провисел уже почти год. Я его сфотографировала целиком, не буду, думаю, резать, рассыплется под ножом. Ничего подобного, кекс прекрасно разрезался, и я успешно отсняла еще и композицию с ломтиками, которую и поместила в книгу. Кончилось все тем, что мы этот кекс благополучно съели. Никто не ожидал, что выпечка может храниться так долго без ущерба для качества.
- Какие потрясающие возможности открываются для наших вечно занятых женщин: наготовить впрок на пару месяцев, или к празднику испечь загодя, а не в последний день...
- Вот и я к тому же. Так что берите книгу "Все из теста" - и можете печь к новогоднему столу прямо сейчас.
Эльмира Меджитова - автор, художник и фотограф высокохудожественных альбомов и книг по кулинарии, национальным кухням, народному творчеству и др. Автор широкоизвестных подарочных изданий "Русская кухня", "Все из теста", "Вкус домашней кухни", "Кулинарные рецепты" и др.
Ее работы удостоены серебряных медалей ВДНХ СССР и Международной выставки книг в Германии, 15-ти дипломов Всесоюзных и Всероссийских конкурсов искусства книги.