Примерное время чтения: 8 минут
164

Воспитание рефлексов

Обсуждение детской темы чаще всего начинается и заканчивается проблемами здоровья. Действительно, что может быть важнее? Следуя этой логике в школьных курсах появилось множество новых программ - "Валеология", "Уроки здоровья", "Здоровый образ жизни", "Педагогика здоровья" и проч. Казалось бы - как здорово! Но как раз ничего здорового в подобных программах нет. Не говоря уж о том, что уроки, на которых учат чистить зубы, не ковырять в носу, бороться с укусами насекомых, ухаживать за волосами и т.п. вставляют в школьное расписание за счет базовых дисциплин - русского, литературы, истории, математики, естествознания, - так вот, не говоря уж об этом, фиксация на организме, на работе внутренних органов, на правильном питании (когда оно, кстати, далеко не всем сегодня доступно) ничего, кроме повышенной тревожности, ведущей, в свою очередь, к психосоматическим расстройствам, у детей вызвать не может. Следовательно, не будет достигнута заявленная цель - защита здоровья.

Страдание как фунция организма

Главное, что человек предстает во всех этих программах прежде всего (а часто и исключительно) как организм. Причем это не просто изучение законов анатомии (раньше анатомию проходили один год в 8-ом классе, и этого было вполне достаточно). "Это должны быть не абстрактные школьные знания, - говорится в программе "Педагогика здоровья", - а та точка опоры, с которой ребенок может посмотреть на самого себя, почувствовать свой собственный организм... Осознание себя лучше начинать со строения собственного тела... Такая позиция поможет ребенку прислушаться к своему организму и самому оценить свое физическое состояние".

Что это такое, как не воспитание нарциссизма? В ряде случаев на первых занятиях детей прямо учат любоваться своим телом, возлюбить его. Да и в концепции полового воспитания РАО тело не случайно объявлено основой индивидуальной жизни - это краеугольный камень идеологии подобных программ.

Показателен и подход к эмоциональным состояниям человека в данных программах. Стыд объявляется "отрицательным эмоциональным состоянием", вина и раскаяние - тоже. А вот что написано о горе и страдании: "Негативное эмоциональное состояние, возникающее при невозможности... удовлетворения важнейших жизненных потребностей... Функция страдания состоит в том же, в чем и функция физической боли - сообщить человеку (и его окружению), что ему плохо и он нуждается в помощи и заботе. Возникновение эмоции страдания... сигнализирует о том, что человек должен предпринять ряд действий для изменения ситуации, а, возможно, и всего стиля жизни... Страдание... ослабляет человека, обессиливает его..." И эти установки транслируются ребенку в самом начале его пути, когда он еще очень открыт влиянию авторитетных взрослых!

Инкубатор сверхчеловеков

Нарциссизм - крайняя степень эгоизма. Отсюда полшага и до психологии сверхчеловека. Если перефразировать одного из героев Достоевского, "пусть весь мир провалиться, лишь бы у меня печень была здоровая".

Это с одной стороны. С другой - в обществе нагнетается истерия по поводу ужасающего состояния здоровья наших детей, все время педалируется тема, что каждый ребенок должен быть желанным, а желание это должно быть хорошо обдуманным и взвешенным (это и есть ответственное родительство в понимании Российской Ассоциации Планирования Семьи). Недаром уже поговаривают о принудительной стерилизации маргиналов, а в Министерстве здравоохранения разрабатываются программы планирования семьи для беженцев, безработных, сельского населения и молодежи. Т.е., если так пойдет, то под предлогом заботы о здоровье населения (а отсюда недалеко и до заботы о чистоте расы!) для социально незащищенных слоев рождение ребенка станет роскошью и будет требовать высочайшего соизволения. А общество, взращенное на нарциссизме, будет относиться к этому не только спокойно, но даже благожелательно.

Что же касается социально благополучных слоев, то и здесь "телоцентризм", усвоенный со школьной скамьи, даст свои плоды. Ведь ребенок может нанести ущерб возлюбленному телу! Женщине - через беременность, роды и кормление, мужчине - через дополнительное напряжение, связанное с заботами о семье. Уже сейчас в Англии каждая пятая женщина сознательно не хочет иметь детей, а Стокгольм на Всемирном конгрессе семей был назван постсемейным городом.

А тут как раз появилась возможность продолжить род без родов! Генетическая наука, двигаясь семимильными шагами, вплотную подошла к возможности клонирования человека.

Поэтому, как ни смешно это звучит поначалу, вроде бы совершенно невинные и даже преследующие благородные цели "уроки здоровья" готовят мощное лобби в защиту клонирования человека.

Очень показательны в этом отношении высказывания академика В. Струнникова: "Сегодня я категорически против клонирования. Но я за то, чтобы вернуться к этому вопросу. В урочный час клонирование с целью сохранения генетических потенций гениев, с целью преодоления бесплодия и с другими благородными целями непременно станет реальностью. И это будет величайшее достижение человечества."

Кто есть "ху"?

Стоит ли говорить о том, насколько кощунственно сейчас звучат разговоры о сбалансированном питании и важности витаминов среди детей, живущих за чертой бедности (а их, между прочим, в нашей стране почти половина!) Для чего же это делается? Чтобы ребенок, придя домой, пенял своей усталой, измученной матери за то, что она его неправильно кормит и у него будет рахит?

Надо бы еще учесть, что в нашей культуре, с одной стороны, не принято фиксироваться на теле и болезнях, а с другой стороны, многие дети, особенно мальчики, и так излишни мнительны. Следовательно, у них будут развиваться ипохондрические неврозы и психо-соматические заболевания. (Общеизвестны "болезни второго курса", когда студенты-медики, изучая курс нозологии, вдруг обнаруживают у себя симптомы сразу всех болезней. Если такое происходит даже со студентами, гораздо более зрелыми и психически устойчивыми людьми, то что же будет со школьниками?) Короче говоря, так называемые оздоровительные программы не только не выполнят декларируемую цель, но и будут способствовать дальнейшему ухудшению здоровья детей.

И тем не менее, программы упорно навязываются школам. Естественно, возникает вопрос, кому это выгодно.

Во-первых, фармацевтическим фирмам, заинтересованным в сбыте своей продукции. Это отчетливо просматривается в специфике той или иной программы. Скажем, есть оздоровительная программа, спонсируемая фирмой "Колгейт", - там очень большое внимание уделено уходу за зубами. В секс-программах, спонсируемых фирмами контрацептивов - сплошная контрацепция, есть даже история создания презерватива. И т.д. и т.п.

Во-вторых, это выгодно чиновникам, которые почему-то решили, что им удастся приватизировать наших детей.

Это выгодно порнодельцам, заинтересованным в расширении своей клиентуры. Вспомним, что С. Агарков, небезызвестная фигура в этом мире, стал составителем одной из школьных программ сексуального образования (237 часов, начиная с 5 класса), где преподробнейшим образом должна была изучаться история проституции, виды порнографии и проч.

Заинтересованы в сексуальном просвещении детей и так называемые сексуальные меньшинства, которым не терпится переместиться из маргинальных слоев в центр, стать уважаемыми членами общества.

Выгодно все это и организациям, занимающимся установлением контроля над рождаемостью (Фонд народонаселения ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Всемирный банк), и всем тем, кто заинтересован в ослаблении России.

Ну, и конечно, это выгодно идеологам неоязычества. В нашу страну все активнее проникает идеология "Нью-Эйдж" ("Новый век"), по своей сути антихристианская, направленная на воскрешение "ветхого человека". Для нью-эйджеров тоже характерен крайний индивидуализм (один из их постулатов гласит: "Невозможно по-настоящему любить другого, если не любишь себя", а "я" провозглашается частью Высшей Реальности), отказ от традиционных религий и традиционных духовных ценностей, эклектизм, пристальное внимание к телу и его отправлениям и т.п.

Рефлексы потребителя

Еще одна истинная цель "уроков здоровья" - сформировать по-настоящему образованных потребителей: гормональных и прочих контрацептивов, тампаксов, прокладок, зубных паст, кремов от прыщей, шампуней от перхоти, капель от насморка, пищевых добавок от смерти и прочих благ цивилизации.

Выступая по радио, один из депутатов Московской Городской Думы сказал: "Пока мы не поймем на уровне рефлекса, что потребление - самая счастливая часть жизни, мы не будем полноценными потребителями". Вот школа и становится этакой кузницей не интеллектуально и духовно развитых людей, а "полноценных потребителей на уровне рефлекса", "самой счастливой частью жизни" которых станут многочисленные и разнообразные заботы об организме.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно