В двух последних номерах "Семейного совета" мы рассказывали о создании лицея-интерната "Православный". В редакцию пришло очень много вопросов, многие из которых касаются одного из учредителей Лицея - Северо-Западной академии государственной службы при Президенте РФ. Мы адресовали эти вопросы ректору Академии - Александру ГОРШКОВУ.
Академия как она есть
- Александр Сергеевич, расскажите, каких специалистов готовит Академия?
- От большинства Российских Вузов Академия отличается тем, что у нас параллельно работают два направления образования: мы обучаем как студентов, получающих первое высшее образование, так и большое количество государственных служащих, действующих специалистов, которые хотят повысить свой профессиональный уровень.
В Северо-Западной академии ведется подготовка по 12 специальностям, ведущей является "государственное муниципальное управление". К слову, только по этому направлению мы принимаем студентов на бюджетные места, обучение по остальным специальностям - платное. В нашем вузе можно стать высококлассным специалистом по наиболее востребованным на сегодняшний день специальностям: юриспруденции, менеджменту организаций, международным отношениям, мировой экономике, национальной экономике, социальной работе, управлению персоналом, связям с общественностью, таможенному делу.
- Насколько сложно поступить в Академию? Велика ли вероятность попасть на бюджетное место?
- Конкурс в Академию на бесплатное обучение достаточно высок. Ежегодно к нам подают заявление более 2000 абитуриентов, а на бюджетное дневное отделение мы принимаем только 160, на вечернее и заочное - еще 150. На платные места конкурса как такового нет. Мы принимаем всех, кто выдерживает вступительные экзамены. Всего в Академии учится порядка 4000 человек на дневном отделении, 6000 на вечернем и заочном, еще 3000 получают дополнительное профессиональное образование.
- Как вы думаете, почему студенты выбирают именно ваш ВУЗ? Что именно привлекает их в первую очередь?
- Наше учебное заведение относится к числу престижных. Немаловажную роль играет и то, что мы находимся в системе администрации Президента Российской Федерации. Молодые люди видят перед собой перспективы работы в области государственного управления. Окончание Академии - неплохой старт для тех, кто мечтает стать крупным политическим деятелем. То, что предлагает наш ВУЗ не разочаровывает ни студентов, ни, что немаловажно, работодателей. Имидж, созданный за многие годы работы Академии, помогает нашим выпускникам удачно трудоустраиваться. Не все они попадают в органы государственного управления или муниципалитеты, но многие работают в негосударственном секторе, где наш диплом котируется тоже очень высоко. Наибольшей популярностью пользуется основная специальность Академии - государственное муниципальное управление.
- Вы хотите сказать, что ваши выпускники, без опыта работы, востребованы на рынке труда?
- Конечно. Нужно сказать, что у нас половина всех "дневников" обучается по целевым договорам. Они направлены к нам органами власти субъектов федерации и по окончанию учебы отправляются работать в направившие их организации. Остальные студенты во время обучения на старших курсах проходят практику в органах законодательной и исполнительной власти. Они имеют возможность зарекомендовать себя, и многие получают приглашение по окончании Академии на работу. Все это касается, в первую очередь, специальности "государственное муниципальное управление". Студенты же других специальностей востребованы в очень широком спектре отраслей, как государственных, так и негосударственных.
Бакалаврам - "зеленую улицу"
- Многих наших читателей интересуют и более общие вопросы, касающиеся изменения системы образования. Как вы относитесь к реформам, проводимым в этой сфере? Затрагивают ли изменения вашу Академию?
- Наибольшее неприятие у многих моих коллег возникает по поводу идеи единого государственного экзамена. Я считаю, что у ЕГЭ есть объективно сильные стороны, которые пойдут на пользу российскому образованию, при условии сохранения определенной степени свободы за высшими учебными заведениями. У вузов должна непременно остаться квота, при заполнении которой будут учитываться внутренние соображения каждого отдельного института.
Часто говорят, что невозможно обеспечить честную сдачу ЕГЭ. Я знаком достаточно хорошо с системой обеспечения конфиденциальности формирования контрольно-измерительных материалов и могу сказать, что их защита достаточно эффективна, и она постоянно прогрессирует.
Что касается перехода на двухуровневую систему образования в рамках Болонского процесса, то для нашей области знаний она не противопоказана. По итогам комплексной оценки деятельности Академии комиссией федеральной службы по надзору в области образования в феврале этого года мы получили лицензию на подготовку бакалавров по ряду направлений. Те же студенты, кто покажет лучшие результаты в течение четырех лет обучения, смогут продолжить образование и получить степень магистра. Со следующего учебного года будем работать по новой системе.
Отзвук царскосельского лицея
- Расскажите, почему Академия поддержала проект создания Лицея "Православный" и решила выступить его соучредителем?
- Идею создания Православного Лицея вынашивал еще Владимир Александрович Шамахов - предыдущий ректор Северо-Западной академии. Он считал, что государственных служащих нужно готовить не только в институте, но начинать процесс воспитания чиновников высшего и среднего звена раньше. У него перед глазами был пример Лицея в Пушкине, выпускники которого становились выдающимися деятелями во всех областях, в том числе много знаменитых политических деятелей училось в его стенах. В Петербурге мы хотели бы создать нечто подобное: полный цикл воспитания будущих чиновников от младшей школы до окончания ВУЗа. Ведь в институте невозможно обучить играть на музыкальных инструментах, научить верховой езде, гольфу. А государственный служащий высшего звена должен уметь делать все это.
- Светские манеры - очень важная, но лишь внешняя составляющая обучения...
- Конечно! Внутренние задачи Лицея гораздо более серьезны. Большой проблемой государственного управления сегодня является то, что не всегда люди, состоящие на государственной службе, представляют для общества нравственный идеал. Много говорят, что система органов власти поражена и коррупцией, и бюрократизмом, и черствостью. Чтобы как-то способствовать очищению системы государственной службы от таких пороков, мы хотели бы, чтобы студенты, поступающие к нам, были людьми высоконравственными, сострадательными, порядочными, радеющими, в первую очередь, не за себя, а за интересы общества и государства. В образовательной деятельности Лицея будет доминировать воспитательный аспект, который позволит воспитать его учеников не только профессионалами своего дела, но и Людьми, именно с большой буквы.
- После окончания Лицея все его выпускники смогут стать вашими студентами?
- Только отличники и хорошисты. Мы рассчитываем принимать из Лицея 10-20 человек на бюджетные места. Причем у Академии есть здесь и свой, корыстный интерес. Я надеюсь, что остальные студенты невольно начнут ровняться на наших лицеистов и общий уровень наших выпускников станет выше.