Если какой-то нормативный документ по проблемам образования утверждается в каникулы, то ничего хорошего ждать от него не приходится. Очередная поправка к закону Об образовании - лучшее тому подтверждение.
Шесть суток ратного дела
В августе вступила, наконец, в силу готовившаяся лет пять поправка к п.7 ст.14 Закона РФ "Об образовании". Та самая, предусматривающая подготовку старшеклассников "мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы". А поправка к ст. 13 Закона "О воинской обязанности" закрепила обязательность проведения с таковыми военных сборов. Таким образом, яростно протестовавших против сих "новшеств", но разошедшихся на каникулы, господ педагогов, детей и их родителей поставили перед фактом.
Протесты общественности понятны: пользы что от почти забытой НВП, что от новейших ОВС все равно никакой ни юношам, ни военным. В самом деле, какие такие основы можно заложить за трое суток в год. Да, да, именно столько.
Расчет несложный. Два недельных урока умножаем на 36 учебных недель в году и делим на 24. Вот они трое суток, или шесть за два года - в 10 и 11 классах. Плюс пять дней сборов -11. Все равно - сущая ерунда. Наивно полагать, что где-то в штабах этого не понимают. Но ведь добились. Зачем? Чтобы оторвать у школьников эти часы от других предметов? Или для того, чтобы пристроить пенсионеров-полковников, которым не хватает пенсии в 9 -12 тысяч? Ведь в школе военрукам платят не за часы, а ставку замдиректора, отнимая, таким образом, кровные у гражданских учителей.
Впрочем, поправки приняли поздновато. Военруков пока не набрали, разрушенную в конце прошлого века материальную базу НВП, со всеми ее причиндалами в виде АКМов со сточенными бойками, оружейных комнат и прочих полос препятствий не восстановили и отдельные кабинеты под это дело не выделили.
Вот почему в этом году ничего военного в школе не будет, "а на будущий год по закону снова будет, хотя директора школ выступают категорически против". Так сказала Любовь Кезина, руководитель столичного Департамента образования.
Класс из липовых душ
В этом учебном году все регионы обязаны перейти на нормативное подушевое финансирование школ по принципу: деньги следуют за ребенком. Норматив включает в себя зарплату учителей и налоги с нее, покупку учебников, наглядных пособий и канцелярских товаров, хозяйственные и транспортные расходы, а также некоторые другие затраты. Если обучение одного школьника стоит, к примеру, 20 тысяч рублей в год, а учеников в школе тысяча, то и получит учебное заведение свои 20 миллионов. В Москве, например, получат: основные общеобразовательные школы - 26 172; средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов - 28 663 - 45 595; гимназии - 49 933; лицеи - 49 799; санаторно-лесные школы - 208 899; кадетские школы - 53 431 рубль в год на каждого своего питомца.
В этот норматив не входят капитальный и текущий ремонты - они не проводятся в каждой школе ежегодно. Не включены в него также оплата коммунальных услуг и питание школьников - уровень цен в этих сферах не бывает постоянным и меняется независимо от работы системы образования. Эти статьи расходов будут рассчитываться и финансироваться дополнительно. То есть норматив, хоть и есть, но все равно усеченный.
И по-прежнему директора вынуждены будут ходить с протянутой рукой для получения ремонтных денег. И если город не даст, то остается один источник - родители.
- Но и без ремонта трудно придется, - рассказал директор одной из именитых столичных школ, попросив не называть его фамилию. - Школа небольшая, по статусу - самая обычная, учителей мы стараемся не перегружать. В пересчете на 760 наших учеников нормативов не хватит даже на первые две статьи расходов - заработную плату и налоговые отчисления. А еще больше десятка договоров - обслуживание охранной и пожарной сигнализаций, оборудование школьной столовой, и тому подобное... Спортинвентарь надо бы подкупить. И что делать? Набирать еще учеников? Сажать некуда, разве что во вторую смену. Так что будем опять ломать голову, как выжить.... И это Москва, где в связи с переходом на новую систему город добавил образованию 12 миллиардов рублей.
А путей выживания два. Первый, снова идти на поклон к родителям. Второй, криминальный, приписками заниматься, выдумывать липовых учеников, а перед финансовой проверкой срочно "выбывать" их куда-нибудь за бугор. По какому пойдут?
Первоклассник on-line
Майский за N 137 приказ Минобрнауки, зарегистрированный Минюстом 2 августа этого года Об "использовании дистанционных образовательных технологий" вроде бы греет душу. Еще бы. Теперь наши дети из далекой глубинки с 1 по 11 класс получили право учиться и окончить не только свою малокомплектную, но и областную и даже столичную школу. Ведь целью дистанционных образовательных технологий (ДОТ) как раз провозглашено предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства. Для нас, с нашими дорогами и погодой вопрос самый что ни на есть больной. Вот и мы, наконец, начали догонять пионеров этого дела, Австралию и Канаду, где школьников учат не только по интернету, но с помощью телевизора и даже радио.
Представьте себе. Получил ваш ребенок по электронной почте задания, посмотрел урок по телевизору, отправил ответы, получил отметки, в том числе четвертные и годовые. Ведь по приказу школы получили право использовать ДОТ и для текущего контроля, и для промежуточной аттестации. И только в конце 9 и 11 класса придется все-таки доехать до учебного заведения, чтобы пройти аттестацию уже итоговую и получить заветный аттестат. Здорово, правда!?
Вот только злые языки уже сейчас твердят, что делается это исключительно для того, чтобы отобрать школьные здания вкупе с пришкольными участками. Ведь если половина школьников перейдет на виртуальное обучение, то и школ понадобится в два раза меньше. Проверить легко. Если эти самые ДОТы начнут выстраиваться не с севера Красноярского края и Магаданской области, а со столиц, значит дело действительно в той самой недвижимости, которая возле Кремля всегда в цене.