184

Дурной пример заразителен (15.02.2006)

Больной врач не имеет права лечить - так гласит древняя мудрость. Ее, наверное, уместно применить и к родителям, чтобы не задаваться риторическим вопросом - почему дети так не восприимчивы к увещеваниям взрослых...

ДЕТИ ориентируются не столько на слова, сколько на поступки. Им трудно поверить в смысл сказанного, если взрослый своими поступками опровергает то, чему он пытается их научить, "Что дозволено Быку, не дозволено Юпитеру", - говорит подлинник переделанного изречения, намекая, что высший не имеет права спуститься вниз. Обучающий не имеет права нарушить то, чему учит.

Например, не существует никаких показаний, чтобы дети имели потребность в употреблении никотина. Причина чаще всего кроется в курящих родителях или в курящих сверстниках. Если вы курите, то учтите, что во многом вы предопределяете судьбу своего ребенка. Запреты помогают не больше, чем декларация всемирного осуждения табака. Однако и здесь есть выход. Набейте небольшую трубку ватой и выкурите через нее пачку сигарет. Вытащите вату и покажите ребенку, дайте ему понюхать осевшие смолы. Отвращение, вызванное в этот момент, дает устойчивое неприятие табачных изделий на всю жизнь.

Но не только вредные привычки, но и безопасное поведение ваших детей во многом зависит от вашего поведения. Если бы говорите ребенку, что автобус надо обходить сзади, будет замечательно, если и сами вы будет исполнять это.

Как же научить детей основам безопасного поведения? В первую очередь, в игре! Ведь это универсальный способ передачи знаний. Ее любят взрослые и дети.

Например, даже простой переход улицы можно разучить достаточно забавно. Для детей необходимо сформировать простой и ясный рефлекс: красный - не перехожу улицу, зеленый - перехожу. Все играющие, сидя, хлопая в ладоши и топая ногами начинают отбивать какой-то ритм. Когда уже вошли в этот ритм, ведущий задает вопросы типа: "На зеленый свет я иду?" - все должны отвечать либо "да", либо "нет", "На зеленый свет я стою?", - то же самое и т. д. Вопросы должны задаваться вразнобой, и при ответах участники должны не сбиться с ритма, который они выстукивают. Поиграйте, и вы поймете, что даже для взрослых это может быть интересно. Может быть, это когда-нибудь кому-то спасет жизнь.

Дети избыточно подвижны и мелкие травмы - обыденная вещь в таких случаях. Полезно научить детей следующим простым действиям.

  • Если из мелкой ссадины сочится кровь, а под рукой нет бинта, пластыря или перекиси водорода, можно облизать ранку, сплевывая кровь. Слюна оказывает антибактериальное действие и ускоряет свертывание крови. Можно также использовать собственную мочу для промывания ранки. При отсутствии медикаментов можно использовать горячий пепел сигарет или костра. Он обеззараживает рану и ускоряет сворачивание крови. Однако все это временные меры и необходимо приучить ребенка обязательно обращаться к вам при получении ран или ссадин.

  • При крупных кровотечениях надо научить ребенка одной простой вещи - наложении жгута.

    При этом необходимо запомнить только три основных правила:

    - жгут накладывается на конечности выше раны,

    - под жгут необходимо положить прокладку из ткани (жгут не накладывается на голое тело),

    - жгут нельзя держать более 1 часа.

    Можно поиграть с детьми в "доктора", разобравшись, какие элементы одежды и окружающего мира могут быть использованы в качестве жгута. Это может быть пояс плаща, галстук, полотенце, лямка от ранца, носок, носовой платок и т.д. В качестве закрутки можно использовать карандаш и шариковую ручку, пряжку ремня и зубную щетку, и многое другое.

    Немного фантазии, и у вас получится интересная и полезная игра.

    Удачи вам!

    Смотрите также:

  • Также вам может быть интересно