Примерное время чтения: 10 минут
152

Клетка для Жар-птицы

ТРЕХПРУДНЫЙ переулок, дом 11/13. Железная дверь. А за ней - "Театр Простодушных". Его артисты - люди с синдромом Дауна. До прихода в театр они жили замкнуто, незаметные миру. В лучшем случае до них снисходили, их жалели. Теперь же они создают то, что этому миру интересно, заставляют его смеяться, плакать, восхищаться. Желающих попасть на их спектакли часто бывает больше, чем мест в зрительном зале.

И в тот январский вечер, когда играли "Повесть о капитане Копейкине" (напомню: это фрагмент из "Мертвых душ" Н. В. Гоголя) к началу спектакля уже не хватало вешалок для шуб и курток. Гоголевские персонажи встречали зрителей у входа в зал, а хорошенькая актриса театра Маша Нефедова в платье по моде столетней давности все выглядывала в вестибюль, прикрывая веером по-девичьи нежное лицо: то ли ждала кого-то, то ли от волнения не могла усидеть на месте. По сути, у нее в этот вечер был дебют. Игорь Неупокоев, режиссер театра, долго не решался отдать ей эпизоды, в которых еще недавно блистала Лена Чумакова, но сделать это пришлось.

С Леной была связана вся история "Театра Простодушных". Когда-то в санатории, где лечилась группа даунов, их родители попросили Игоря поставить спектакль. Он выбрал "Дюймовочку". На эту роль взял маленькую кругленькую Лену Чумакову. Она сыграла ярко, приковывая внимание зрителей не красотой, а силой чувств. Да и другие участники спектакля раскрылись интересно. Эта "Дюймовочка", по сути, случайность в творческой жизни Игоря, стала занозой, которая мучила его несколько лет.

И, наконец, мысль создать театр даунов заставила его отодвинуть другие проекты и предложения. "Это же гоголевские персонажи, и придумывать ничего не надо", - подсказывало ему профессиональное чутье. И только такие актеры могут рассказать зрителям, к примеру, "Историю капитана Копейкина", маленького человека, вернувшегося с войны инвалидом и вынужденного ходить по чиновничьим кабинетам, выпрашивать пенсию, на которую имеет законное право.

РОЛИ для Лены в этом сюжете не было, но ее таланту хватает малого: постоять в массовке, без слов изображая Гранд-Даму, промелькнуть Вишенкой в эпизоде... Жест, выражение лица - и достаточно, чтобы зритель уже не смог забыть спектакль.

"Капитан Копейкин" изменил жизнь всех, кто выдержал трудное становление театра. Молодой актер Руслан Ванян более 20 лет своей жизни безмолвствовавший, в процессе работы над репликами эпизодических персонажей впервые заговорил. Теперь он дома за праздничным столом произносит тосты, адекватно общается с людьми. Родители радуются каждому его слову и безмерно благодарны режиссеру. У всех, кто стал актером этого необычного театра, разомкнулся круг одиночества, появился смысл жизни и новое ее качество. Эти люди стали счастливыми вопреки своему несчастью.

- Дауны должны быть в коллективе, - объяснила врач-терапевт городской поликлиники N 5 Л. В. Семенова, наблюдающая именно эту категорию больных (в том числе и Лену Чумакову). - Их надо записывать во все кружки, к которым лежит душа. Такие занятия развивают речь, память, они физически лучше себя чувствуют. Изоляция для них пагубна. Говоря простым языком человек чахнет.

После премьеры "Капитана Копейкина" Лена (хотя, впрочем, не только она) стала знаменитостью. Она получила роль на радио "Россия" в сериале "Дом 7, подъезд 4". Ее наперебой приглашали телеканалы, о ней писали в газетах и журналах. В программе "5 вечеров" Лена сказала: "Театр - это моя жизнь, и здесь мой дом". Известные актрисы восхищались ее талантом, водили на свои спектакли, дарили то, что может ее порадовать: кто веер, кто боа, кто милые женские безделушки. А вот Валентина Асланова, заслуженная артистка РФ, вскладчину с подругой решила подарить Лене и ее маме Лидии Алексеевне телевизор. Ведь они полтора года назад въехали из "хрущевки" в прекрасную двухкомнатную квартиру.

Лидия Алексеевна мечтала сидеть в этой квартире у телевизора и смотреть спектакль или фильм с участием Лены. Она жила на одном дыхании с дочерью и относилась к тем матерям, для которых больной ребенок - не обуза, а смысл жизни. Она возила Лену на репетиции, хотя Лена могла ездить по городу и сама, шила костюмы, перед выходом на сцену разглаживала каждую складочку ее платья, подправляла прическу.

Два года назад та же В. В. Асланова, дружившая с этой маленькой семьей, помогла получить грант на постановку притчи "Зверь", которую Игорь решил сделать специально "под Лену". Она играла там дочь. Сам Игорь - отца. А на роль матери он взял профессиональную актрису О. Г. Тарасову, но она не смогла вписаться в этот необычный театральный коллектив. Режиссеру было легко с даунами и трудно с Ольгой. Пришлось ей отказать и взять другую актрису. Совпадение произошло. Работали быстро и увлеченно. Это была не работа, а счастье в его высоком смысле, когда силы кажутся беспредельными, а жизнь прекрасной.

В ноябре 2004 года успешно был сыгран первый спектакль, отснят фильм. Творческий коллектив Игоря Неупокоева стал лауреатом фестиваля протеатров, получил премию Совета по культуре при президенте РФ. Но больше в притче "Зверь" Лена Чумакова уже не играла.

В ЕЕ жизни случилось непоправимое: умерла мама. С тех пор, как она с инсультом попала в больницу, рядом с Леной стала появляться роскошная женщина в мехах и золоте - Валентина Георгиевна, ее крестная мать. Она была давней знакомой Лидии Алексеевны, как бы даже подругой. Но за те три года, которые Лена с мамой жили театром, она ни разу не пришла на спектакль посмотреть на крестницу, ставшую известной актрисой. Зато не жалела времени на посещение больницы, где лежала Лидия Алексеевна. Она не пускала к умирающей никого, даже ее родную сестру. После похорон она еще несколько раз привезла Лену на репетицию, а потом дала понять, чтобы на ее подопечную не рассчитывали. У нее, мол, здоровье плохое, голова болит. Игорь и родители других актеров просили привозить Лену хотя бы 2 раза в месяц на спектакли, где она занята. Предлагали присылать за ней машину, но Валентина Георгиевна сказала, что проблем с транспортом у нее нет, и нехотя согласилась. Однако слова не сдержала. Декабрьский спектакль был сорван.

И все-таки Игорь надеялся, что она поймет то, что понимала родная мать: для Лены театр - это жизнь. Он звонил ей, почти умолял не изолировать Лену от мира, но в ответ слышал властный голос: "У Лены плохие сосуды, как и у ее матери. Театр ей противопоказан". Между прочим, при встрече с доктором Семеновой я спросила и про опасность инсульта для Лены, про наследственно плохие сосуды. "Все это пустое. Инсульт ей грозит не больше, чем нам с вами", - сказала Людмила Викторовна.

Однако крестная мать поступила с Леной так, как того требовали интересы ее собственной семьи. Увезла крестницу в подмосковный коттедж и заявила, что лучшей жизни не бывает: "Сыта, одета, а занять ее я смогу: дам карандашики - пусть рисует. Что еще нужно больному человеку?", - объясняла она всем, кто спрашивал про девушку. Тем временем в московской квартире Лены жил сын Валентины Георгиевны. Когда кто-либо звонил и спрашивал хозяйку, он говорил, что ее нет, а он заехал покормить кошку.

Журналисты с телевидения допытывались у Игоря: когда же он покажет "Зверя" с Леной в главной роли? Игорь снова позвонил Валентине Георгиевне, предложил устроить прощальный пресс-показ и объявить на нем, что Лена уходит из театра. Он хотел проститься с ней красиво и памятно, как прощаются с примадонной. Но Валентина Георгиевна категорически отказалась от такого мероприятия.

В то время как Игорь пытался показать любителям театра новый спектакль, уже знакомая нам отвергнутая героиня Ольга Тарасова прикладывала немало сил, чтобы не допустить премьеры. Среди прочего был и звонок Маше Нефедовой. Ольга просила ее отказаться заменить Лену, если Игорь предложит ей главную роль в "Звере".

ЭТИ две роковые для Лены женщины: крестная и актриса Тарасова сблизились. Их объединила нелюбовь, неприятие Лениного таланта. Он им мешал, да и был ли вовсе? Валентина Георгиевна говорила о нем с иронией. А Ольга Геннадьевна направляла разговор в иное русло.

- Вы думаете Лена молода? - спросила она меня.

- Ей немного за 30, - ответила я.

- Ей уже 33! При ее болезни это очень много. Вы меня понимаете?

- А как же Маша Нефедова? Ей ведь 37, но она активна, полна творческих сил.

- Здоровье у всех разное. Лена - не Маша, - раздраженно констатировала Тарасова.

Странно. Они обе пытаются внушить всем, что Лена - больная старуха, и лучшая подруга для нее - 90-летняя мать Валентины Георгиевны. Но если Лена действительно вдруг стала так уж слаба, почему ее не покажут врачу? Доктор Семенова посетовала, что Лену с весны в поликлинику не привозили, просила напомнить об этом Валентине Георгиевне, но та от разговора со мной отказалась. Где же материнская забота, уважение к интересам крестницы?

КОНЕЧНО, надо помнить, что Валентина Георгиевна - человек посторонний. К тому же семейный. Она сосредоточена на заботе о детях, внуках. Это естественно. Но и у Лены есть родной человек. Ее тетя. Почему Управление социальной защиты района Северное Чертаново, в чьи обязанности входит подбор опекунов, не рассмотрело эту кандидатуру (да и другие варианты возможны), если права Лены ущемляются, а самочувствие хуже прежнего? Сама же она заточена в загородном коттедже. Нет человека и нет проблем? И кто она теперь - сиделка у постели 90- летней старушки, прислуга или Жар-птица в золотой клетке? Все роли трагичны. Но кого это волнует?

- Сначала мы думали, что вариант с Валентиной Георгиевной удачный. Теперь ясно: Лена нуждается в помощи, - сказал С.А. Колосков, возглавляющий АРТ-центр для детей с даун-синдромом. - Театр дал ей перспективу, радость творчества, и она должна иметь возможность сама выбрать жизненный путь.

Конечно, "Театр Простодушных" будет существовать и без Лены. В тот вечер, с которого я начала свой рассказ, удачно дебютировала Маша Нефедова, заменив Лену во всех эпизодах. Тогда же Игорь принял решение попробовать Машу на главную роль в "Звере". Приходят и новые люди. Но такой, как Лена, пока нет. А вдруг случится чудо (в театре все бывает) и она вернется? Ее здесь очень ждут друзья, ждет публика.

- Я пришел сегодня специально на нее, - сказал мне в тот январский вечер один из зрителей - Герман Иконников, литератор по профессии. - Лена это лучшая актриса, какую я видел в жизни. А ведь я в молодости (лет 15 назад) был заядлый театрал. Бегал по всем театрам подряд. Теперь стал более разборчивым, но все лучшее смотрю и сегодня.

Лена была блистательна в каждом жесте, в каждом звуке, фантастическая пластика, мимика и фантастически тонкая живая актерская душа. Ее отсутствие в театре - большая потеря для современного искусства. Давайте сообща бороться за ее возвращение!

(На снимке сцены из спектакля "Повесть о капитане Копейкине" с участием Елены Чумаковой)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно