Примерное время чтения: 7 минут
1089

Русский язык - язык мира

В начале ноября стартовал проект по организации школы дистанционного обучения русскому языку. Его авторы - ученики разных стран, которые провели каникулы в IV Международной Летней школе. Столичный департамент образования собрал там всех, кто неравнодушен к судьбе Великого языка - языка дружбы, уважения всех наций и народов.

ЕСЛИ кто-то думает, что Летняя школа с настоящими уроками (по шесть в день!) существовала для отстающих учеников, которым для усвоения такого важного предмета, как русский язык, не хватило учебного года, он глубоко заблуждается. Понятно, школьные занятия вместо беззаботного отдыха во время каникул - не для ленивцев. Но заблуждается и тот, кто думает, что "Московия" собрала детей исключительно одаренных. Одержимых - это да! Тех, кто хочет учиться даже летом, стремясь познать как можно больше и большего достичь. Этому помогали не только уроки, которые проходили в форме увлекательных лингвистических, фразеологических и литературных викторин, но и встречи, беседы с учеными и писателями, деятелями культуры, искусства, бескровные поэтические бои.

Для многих "московитян", прилежно изучающих любимый предмет в Летней школе, русский язык - надежда и опора. Вряд ли лет двадцать назад кто-нибудь мог предположить, что в пограничных с Россией землях, до недавнего времени составляющих исторически сформированный государственный союз, окажутся под запретом и русские школы, и русский язык. "Русский! Учим русский!" - под такими лозунгами выходили наши юные соотечественники на демонстрации и митинги протеста в Латвии, Литве, Эстонии, в других бывших союзных республиках, требуя элементарного человеческого права - возможности изучать родной язык, учиться в русских школах. Для многих ребят, волею современной истории оказавшихся отрезанными от живых корней Родины, русской культуры, "Московия" стала спасательным кругом в водовороте миров.

Цифры говорят сами за себя: в 2003 году - в первой Летней школе "русистов" и первой международной смене побывали дети из 14 стран, на следующий год число стран-участниц увеличилось до 22, затем их стало 25, а в 2006 году приезжали 320 школьников из 32 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе 15 делегаций из бывших советских республик. Собрал их вместе Русский язык. Они изучали его, а он учил их - дружбе, умению общаться, пониманию проблем, уважению других наций и народов, изучению культур, традиций, терпимому отношению к чужим религиям, обычаям, нравам. И это была самая лучшая школа из всех, какие только есть на земле - школа умения жить в мире, согласии и справедливости, без непримиримых конфликтов, без террора и войн.

Несмотря на младость возраста, в Летней школе уже складываются свои добрые традиции: язык общения - только русский; отряды формируются по принципу представительства от каждой страны, и потому интернациональны по сути. Каждый отряд и каждая делегация считают своим долгом участвовать во всех лагерных мероприятиях и в заключительном гала-концерте, представляя в песнях, танцах, музыкальных картинках, других номерах концертной программы свои близкие и далекие страны, народы, культуру.

В этом году в "Московии" впервые прошел День защиты человеческого достоинства и безопасности. К юным участникам Международного конкурса социальных проектов "Мир во всем мире" обратился Президент Международной Лиги защиты человеческого достоинства и безопасности, Герой Советского Союза Валентин Иванович Варенников. Фамилию легендарного ветерана Великой отечественной войны, знаменосца Победы ребята знали и раньше. Но сейчас он обращался лично к ним: "Дорогие молодые друзья! Каждый из вас должен всегда помнить, что обязан активно участвовать в строительстве своей Родины и нести ответственность за ее судьбу и за мир в целом. Вы сегодня можете активно участвовать в формировании будущего своей страны, налаживании добрых отношений между разными странами и народами. Сегодня от вас во многом зависит, каким будет мир через 10-20-30 лет. Мы верим, что сегодняшнее молодое поколение станет нашими единомышленниками и активными соратниками в деле защиты человеческого достоинства, сохранения и укрепления мира на Земле!"

Дискуссия - как научиться сохранять и налаживать добрые отношения между разными странами, укреплять межнациональное добрососедство, развивать культурные связи, учиться терпимости и утверждать ненасильственный образ жизни - продолжалась долго. Все сгенерированные идеи были положены в основу конкурса. Двадцать интернациональных команд представили интереснейшие социальные проекты и защищали их с поистине достойной отвагой, как и положено молодым гонцам мира.

Главная победа была присуждена проекту "Говорим по-русски". Тема его актуальнейшая: возрастающий в мире интерес к России, к русскому языку, как языку межнационального общения. Требуются серьезные программы его изучения и распространения. Открываются русские школы, но остроту проблем они не снимают. Не отлажено взаимодействие систем образования не только между странами, но и в самой России, хронически не хватает учебников и методической литературы, остро ощущается недостаток квалифицированных преподавателей. Самое тревожное - дефицит общения между теми, для кого русский язык - родной, и для кого - чужой. Множество примеров, когда в столичные школы приходят дети мигрантов из бывших союзных республик и даже субъектов Российской Федерации, не разговаривающие на русском. Как научить их жить и общаться в условиях большого многонационального города? Как помочь маленькому человеку преодолеть нелегкие преграды на пути к знаниям?

Группа ребят из разных стран предложила развернутую программу развития международного и межрегионального сотрудничества по изучению русского языка. Фундамент программы - Международная школа. Его решили укрепить и расширить открытием новых школ по изучению русского языка. А чтобы всем желающим места в этих школах хватало - авторы проекта предложили разработать систему дистантного обучения русскому языку. Но отладить и связать в единое целое весь проект юные авторы все-таки не смогли. На помощь пришли взрослые - руководители Департамента образования Москвы, ученые НИИ инновационных стратегий развития общего образования, активисты городского Совета родительской общественности. Ребячий проект приобрел, как положено, научное обоснование и формы его реализации. Непосредственным исполнителем и куратором программы "Говорим по-русски" стал Научно-исследовательский институт инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) Департамента образования Москвы. Уже идет напряженная работа по претворению проекта в жизнь и есть первые результаты: 1 ноября Международная школа русского языка открылась. Пока, правда, только для ученых, организаторов и разработчиков программ изучения языка, специалистов дистанционного обучения, инструкторов-учителей. Но начало положено. И значит, не зря работали ребята в лагере.

Лето 2006 закончилось. Но впереди - новое. И новые ребята приедут в "Московию". Начнутся новые конкурсы, викторины на лучшее знание предмета с замысловатыми вопросами по морфологии, синтаксису, грамматике, лексикографии и заманчивыми призами, главный из которых и самый желанный - звание "профессора". Ну, кому же не хочется быть по общему признанию своих товарищей профессором, скажем, в 12 или 15 лет?! Или таинственные тесты-задачки, которые известные "московитянские знатоки" щелкали будто семечки. Но, как говорится, делу - время, потехе - час. И здесь все расписано по минутам, только успевай: игра-путешествие "Города и страны", Малые Олимпийские игры, Фестиваль национальных культур, экскурсия по Москве и в Шахматово - к Александру Блоку. Успели и фильм снять! Может ли быть лучшая память о тех незабываемых днях в России, на московской земле: снова видеть кинокадры лагерной смены и знакомые лица друзей, вспоминать жаркие споры у вечернего костра, почувствовать крепкие рукопожатья.

И сказать на таком родном и близком русском языке: "Здравствуйте! Я - посол МИРА".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно