Примерное время чтения: 8 минут
304

Январь

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.
И. Бунин

Первый месяц года, январь, назван по имени мифологического бога Януса, одного из самых почитаемых древнеримских богов. Янус был богом всех начал, времени и перемен, всех входов и выходов. Считалось также, что он открывает небесные ворота и выпускает на землю день, дарующий солнечный свет всему живому.

Изображали Януса с двумя лицами, обращенными вперед и назад, что означало созерцание прошедшего и предвидение будущего. В руках Янус держал ключ и песочные часы - символ времени, а иногда и посох - символ путешественников, которым, по поверью, он тоже покровительствовал. На пальце правой руки бога было надето кольцо с числом 300, а на левой - с числом 65, по количеству дней в году. Древние римляне украшали изображениями Януса двери домов и ворота, потому что верили, что этот бог - справедлив и сопутствует счастью того, кто этого заслуживает.

В современном книжном языке "двуликими Янусами" называют лицемерных людей, которые говорят одно, а думают и делают другое. Еще чаще для характеристики таких людей мы употребляем слово "двуличный".

Наши предки в пору язычества были не очень сильны в мифологии, поэтому называли январь по-своему, и эти названия гораздо точнее отражают характер "царя морозов", "корня зимы", "ее государя". Так, в январе приднепровские славяне рубили леса, чтобы подготовить к весне новые земли для посевов. Соответственно, январь называли сечнем, от глагола "сечь". Это название подходило месяцу и потому, что он как бы сечет зиму пополам. Называли январь также просинцем: в эту пору удлиняются дни и на небе появляются первые островки синего неба - просини, а от просачивающейся воды синеет лед на реках и озерах.

Суров и строг первый месяц года, никому не дает спуску. От лютых морозов трещат в лесу деревья, метели заметают звериную тропу и санный след, в деревнях тонкие дымки печных труб поднимаются в звенящее от стужи небо. Звери прячутся в норах, забираются поглубже в снег, лоси собираются вместе и жмутся друг к другу.

Но не все замирает в лесу: в январе начинается брачная пора у кабанов и волков. Далеко над бескрайними полями разносится леденящий душу волчий вой. Один "певец" начинает, и тут же ему отвечает другой, потом третий, и наконец их голоса сливаются в одну бесконечно жалобную, жуткую песню. Во время такого "концерта" люди стремятся поближе к огню, теплу, свету, и горе тому, кого ночь застанет в пути. Только быстрота ног коня да еще, пожалуй, ружье могут спасти от охотящейся волчьей стаи.

Ну, а что такое январь для нас с вами, людей, живущих в теплых домах и вряд ли когда-либо слышавших волчий вой? Конечно, это Новый год - один из самых любимых наших праздников! Всегда ли новый год начинался в январе? Оказывается, нет.

Древние славяне начинали год с 21 марта, когда пробуждалась весной природа. После принятия христианства празднование Нового года перенесли на 1 марта, а при Иване III первым месяцем года стали считать сентябрь. Европа в это время уже давно (с 46 г. до н. э.) жила по юлианскому календарю, названному так в честь прославленного полководца и правителя Юлия Цезаря, который и осуществил эту реформу. В календаре было 12 месяцев, и новый год начинался с января.

На Руси со всей этой путаницей покончил Петр I, который, как известно, стремился, чтобы Россия стала европейским государством. И вот царь издает Указ о календаре, и с 1700 года Новый год начали отмечать 1 января. В ту далекую полночь Петр сам поджег на Красной площади первую новогоднюю ракету, дав этим сигнал к открытию праздника и утверждению нового обычая. В новогоднюю ночь на улицах жгли костры и плясали вокруг них, призывая солнце согреть скованную снегами и морозами землю.

И все-таки праздничным январь стал гораздо раньше, ведь на него приходились Святки, две недели, начинающиеся с Рождественского сочельника (6 января) и заканчивающиеся Крещением (19 января).

Святочное время было насыщено таинственными магическими обрядами, приметами и поверьями. Этот период - своеобразный переход между старым и новым хозяйственным годом, поэтому люди приносили в дома свежую воду и умывались ею, чтобы быть здоровыми в новом году. С надеждой на хороший урожай они ставили в красный угол (тот, где висели иконы) первый сноп, который хранился с осени. Не забывали и домашних животных: кур кормили кутьей, предварительно окружив их поясом, чтобы они не уходили со двора, а коров-кормилиц угощали обрядовым хлебом и... поздравляли с праздником.

По приметам крестьяне пытались определить погоду в будущем году, угадать, каким будет урожай, а значит и достаток в доме. Считалось, что с Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима - на мороз; что на Новый год день прибывает "на куриный шаг"; что первый день нового года - это "году начало, зиме середка". Все время Святок люди наблюдали за природными явлениями, потому что верили: если на Святки много звезд на небе или часто идет снег и на деревьях много инея, то год будет урожайным.

Хозяйственные заботы не покидали крестьян даже тогда, когда до полевых работ было еще далеко. Ну, а для молодежи Святки - это веселье. В это время молодые девушки обязательно гадали на суженого. Считалось, что с Рождества до Крещения по земле разгуливает нечистая сила, а в первый день Святок души умерших приходят с того света. Именно незримое присутствие духов среди живых людей помогало заглянуть в будущее. Ну, как этим не воспользоваться?

Девушки собирались вместе и ходили "слушать" на перекрестки, к проруби, к колодцу, выходили на порог дома: лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду или смерть, музыка - свадьбу, топот коня или скрип телеги - дальнюю дорогу. А если по дороге шел прохожий, у него обязательно спрашивали имя - считалось, что так будут звать будущего жениха.

Дома бросали разные предметы и по тому, как они упадут, определяли, что может случиться в будущем. Например, башмак, упавший носком к порогу, предвещал замужество; серп, упавший острием к человеку, - здоровье и т. д.

Затем начинались "подблюдные гадания", сопровождающиеся специальными обрядовыми песнями, которые тоже назывались "подблюдными". Под большое блюдо клали различные предметы: хлеб, уголь, золу, землю, кольцо, венок и т. д. - затем, не глядя, по очереди вытаскивали первое, что попадалось в руку. Каждый предмет означал какое-нибудь событие, ожидающееся в будущем. Радовались девушки, которым досталось кольцо или венок - не за горами замужество. Хлеб сулил удачу и богатство, а вот у тех, кто вытащил горсть золы (символ болезни и печали) или, что еще хуже, землю (символ смерти), в страхе сжималось сердце.

Неизменными участниками январских праздников были дети. Они ходили по деревне, распевая колядки, колядовали. Название этого древнего обряда произошло от древнеримского слова "календа", обозначавшего первые дни каждого месяца. В народе считали, что именно тогда, когда солнечный свет начинает прибавляться, лучшее время для пожеланий на будущий год. Колядовщики, или колядники, ходили по дворам, славили праздник и собирали подношения. При этом распевались специальные песни - колядки, содержащие щедрые пожелания хозяевам:

Доброму хозяину -
Корову с теленочком,
Овцу с ягненочком,
Лошадь с жеребеночком,
Свинью с поросеночком!

В ответ хозяева выходили на крыльцо и одаривали ребят новогодними пирогами и сладостями.

Вершиной святочных праздников была общесемейная трапеза. На стол ставили обрядовые кушанья: кутью (круто сваренную кашу из ячменной или пшеничной крупы), блины, овсяный кисель - и клали ложки не только по количеству членов семьи, но и на каждого из умерших в прошедшем году родственников. Начинали ужин с молитвы и поминовения усопших, а когда подавали кутью, хозяин выходил на порог и приглашал к столу души умерших. Для них откладывали в отдельную посуду понемногу от каждого кушанья и оставляли на столе на ночь.

Народные приметы в январе

1 января. На Новый год тепло и снег - лето теплое и дождливое.

6 января. Сильные морозы сулят надежный урожай.

13 января. Когда звезд много - к ягодам, как звезд не будет, так и ягод сей год не будет.

19 января. Крещение. День теплый - хлеб будет густой, метель - 19 апреля будет последняя метель, на воде туман - хлеба много, снег хлопьями - к урожаю, ясный день - к неурожаю.

21 января. Подует ветер от Киева (с юга) - посулит грозное (грозовое) лето.

22 января. Ясная погода сулит хороший урожай.

25 января. Татьянин день. Проглянет солнышко - к раннему прилету птиц, снег - лето будет дождливое.

28 января. Если ветрено, год будет сырой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно