Дамаск (по-арабски - Димашк) слывет одной из самых живописных арабских столиц. Прильнувший к горе Касьюн и обрамленный с трех остальных сторон оазисом Гута, он считается самым зеленым городом Арабского Востока.
Существует множество версий о происхождении названия города. Некоторые мусульманские историки утверждают, что город получил название по имени раба Демшак, принадлежавшего пророку Аврааму (по-арабски - Ибрагиму). Согласно преданию, Демшак, подаренный Аврааму царем-охотником великаном Нимродом, стал основателем города. Другие считают это невозможным, поскольку на рубеже III и II тыс. до н.э., когда Авраам шел из Междуречья в Ханаан, т.е. Палестину (Быт., 12) и остановился в Дамаске, это был уже известный и крупный город. Археологи же утверждают, что обнаружили в Дамаске культурный слой, возраст которого исчисляется семью тысячами лет - уже тогда здесь существовало крупное поселение.
Толкователи, ищущие отгадку в корнях арамейского языка (одна из ветвей старого арабского языка), допускают, что название "Дамаск" произошло от "адар ал маске" (дом, имеющий воду) или от "дур маскус" (пахнущий мускусом). Некоторые считают, что "Дамаск" происходит от арамейского "демшак", что означает кровь брата или невинно пролитая кровь. В обоих случаях имеется в виду местная легенда, гласящая, что на горе Касьюн, возвышающейся над столицей, в одной из пещер было совершено первое братоубийство: Каин убил Авеля (Быт.4:8). Это место первого убийства на Земле можно сегодня посетить, оно называется "Пещера первой крови". Когда злодеяние совершилось, скала вскрикнула от ужаса. В качестве доказательства вы действительно можете увидеть каменную пасть с языком, зубами и горлом, исторгнувшим вопль. Здесь же хранится и орудие убийства: камень, который дьявол вложил в руку Каина.
Самое раннее упоминание Дамаска зафиксировано в аккадских табличках и документах XVIII династии египетских фараонов. Дамаск встречается в Библии более 15 раз, в том числе как столица Древней Сирии (2 Кн. Царств 8:6, Исайя 7:8) и как город, славящийся своей торговлей (Иезек.27:18).
Об истории Дамаска написаны сотни книг. Арабский ученый Ибн Асакир в XII в. набрал материала на восемь томов, а живший веком позже Абу Шама написал уже пятнадцатитомный труд. Ибн Асакир утверждал, что первыми стенами, воздвигнутыми после Потопа, были стены Дамаска. Историк XIII в. Якут Аль-Хумави считал, что возраст Дамаска следует исчислять от Адама, ибо Адам и Ева поселились в районе Дамаска. Согласно местной легенде, Бог вылепил Адама из глины, взятой с берега протекающей через Дамаск речки Барада. Но какие бы споры ни велись, несомненно одно: своим возникновением и существованием Дамаск обязан обилию воды, плодородной почве и выгодному местоположению. За эти блага городу приходилось расплачиваться - на протяжении своей долгой истории он был лакомым куском, на который зарились многие.
До XV в. до н.э. Дамаск был владением египетских фараонов. В XII в. до н.э. в здешних местах появляются арамеи и основывают Дамасское царство, которое в переводах Библии на некоторые языки называется Арам. По-настоящему Дамасское царство входит в историю при царе Табриммоне и его сыне Бенхададе I (Бен Ададе). В этот период Дамаск господствует в Сирии и в части Палестины, его земли простираются до долины Бекаа в Ливане и до Евфрата на северо-востоке. Своего зенита это царство - одно из наиболее мощных арамейских государств - достигло при царе Бенхададе I (914-880 гг. до н.э.). Бенхадад I (как и Бенхадад II, 880-844 гг. до н.э.) имел хорошо оснащенное и многочисленное войско, позволявшее успешно противостоять даже ассирийской мощи. В одном из сражений с ассирийцами союз двенадцати царей под предводительством Бенхадада II поставил "под копье" 60 тысяч воинов! Однако в 734 г. до н.э. царь Иудеи Ахаз предал союз с последним царем Дамаска Рецином (Рацунну), сговорившись с ассирийским владыкой Тиглатпаласаром III. Шестнадцать провинций государства Дамаск, включавших 591 город, были захвачены ассирийцами и разграблены. Битва под стенами столицы затянулась на несколько месяцев, но в 732 г. до н.э. город пал, его жители были угнаны в Урарту, царь Дамаска казнен, фруктовые сады выкорчеваны. Так прекратил свое существование Дамаск Арамейский. Эта история тоже получила краткое освещение в Библии (4 Кн. Царств 16:1-9).
После падения Ассирии Дамаск, как и вся Сирия, стал частью Ново-Вавилонской (Халдейской) державы, покорившись в 612 г. до н.э. знаменитому царю Навуходоносору; затем в 539 г. до н.э. он отошел к государству персидской династии Ахеменидов. В этот период Дамаск нисколько не уступал по значению таким крупным финикийским торговым городам, как Тир и Сидон, а в богатстве, возможно, даже превосходил их. Персидское могущество, казалось, никто не мог поколебать, но в 333 г. до н.э. Александр Македонский разбил царя Дария и вторгся в Малую Азию. В том же году Дамаск был занят войсками великого полководца. В 64 г. до н.э. Сирия стала формальной провинцией Римской империи. О римском периоде Дамаска напоминают кварталы с прямоугольной планировкой, арка, ворота Солнца, остатки стен и колоннад. На заре распространения христианства Дамаск стал известен проповедями Св. Павла. В городе сохранились уникальные места, связанные с важнейшими событиями жизни апостола. В 395 г. при разделе Римской империи на Западную и Восточную (которую ученые называют также Византией) Дамаск вместе со всей Сирией отошел к последней.
В сентябре 635 г. Дамаск активно воспринял новую идею создания арабского государства, открыв свои ворота исламской армии. Вскоре город стал столицей Арабского халифата, управляемого династией Омейядов. Это время вошло в историю как золотой век арабской цивилизации, которая царила от Испании до Китая, Индии, Средней Азии и Поволжья. Однако в 750 г. в результате государственного переворота власть перешла в руки родственного Омейядам клана Аббасидов. Аббасиды перенесли столицу в специально построенный для этого Багдад (762 г.). Позднее, после образования Фатимидского государства со столицей в Каире, Дамаск стал летней резиденцией фатимидских халифов. Город часто страдал от нашествий, смут и пожаров, но каждый раз возрождался на пепелище.
В 1076 г. Дамаск стал частью государства тюрок-сельджуков, которое состояло, по существу, из отдельных полузависимых султанатов, чьи области управлялись через наместников-атабеков. Крестоносцы несколько раз пытались захватить город, однако в конце концов он достался сыну Зенги - атабеку Нур ад-Дину, который объединил Сирию и сделал Дамаск своей столицей. В 1174 г. Сирия и Египет перешли в руки султана Салах ад-Дина, уроженца Сирии, прославившегося своими победами над рыцарями-крестоносцами. При нем Дамаск снова расцветает. Но ненадолго: в 1260 г. город становится жертвой нашествия монгольского хана Хулагу. В 1300 г. Дамаск опять разгромлен монголами, а в 1400 г. Тамерлан разрушил город с таким ожесточением, что он оставался пустынным в течение полувека. Лучших ремесленников, в том числе знаменитых оружейников, победитель увел в Самарканд. Именно тогда был утерян секрет знаменитой дамасской стали. Когда в 1516 г. войска турецкого султана Селима заняли Дамаск, город все еще лежал наполовину в развалинах:
Смотрите также: