Истребитель И-16
В 1936 году в республиканской Испании вспыхнул фашистский мятеж, началась трехлетняя гражданская война. Очень скоро сражения между республиканцами и фалангистами ("Испанской фалангой" называлась рвущаяся к власти фашистская партия) перестали быть делом только испанцев. На помощь республиканцам пришли добровольцы из других стран, а фалангистам начали помогать немецкие и итальянские фашисты. Из Германии прилетел авиационный легион "Кондор", оснащенный современными самолетами. Гитлеровцы хотели испытать свою новую технику в боевых условиях, и поначалу их превосходство было полным - до тех пор, пока в испанском небе не появились И-16.
Этот легкий, маневренный истребитель был создан в конструкторском бюро Николая Николаевича Поликарпова в 1933 году, испытывал его знаменитый летчик Валерий Чкалов. И-16 летал со скоростью до 490 км в час - очень прилично по тем временам, был вооружен двумя пулеметами и мог брать до 500 кг бомб.
Летчики ценили И-16 не только за скорость и маневренность, но и за поразительную живучесть. Немецкие и итальянские самолеты загорались и падали от одной меткой пулеметной очереди, а наш "ишачок", даже весь изрешеченный пулями, дотягивал до своего аэродрома.
"Ишачком" летчики прозвали И-16 за выносливость и неприхотливость, а испанцы придумали для этого истребителя свое название - "курносый".
Хваленому "Кондору" крепко досталось от "ишачков", но к началу Великой Отечественной войны И-16 считался уже устаревшей машиной. Тем не менее примерно половину от общего числа советских истребителей на западных границах составляли именно эти самолеты. Они и приняли на себя первый удар немецкой авиации. В боевом строю И-16 оставался до 1944 года.
Истребитель ЯК-3
В 1943 году на Восточном фронте появился немецкий истребитель-бомбардировщик "Фокке-Вульф-190" (FW-190). Это была очень серьезная машина, одна из лучших в той войне: скорость - 660 км в час, потолок - 10 500 м, четыре пушки, два пулемета. Фашисты надеялись, что "фокке-вульф" поможет им вернуть то превосходство в воздухе, которое они имели в начале войны.
Но уже очень скоро немецкому командованию пришлось разослать своим летчикам приказ: при встрече с новым советским истребителем конструкции Яковлева от боя уклоняться!
Самолет, которого так опасались фашисты, - это Як-3, поступивший в наши летные полки весной 1944 года. По скорости и высоте полета он не уступал немецким машинам, но был легче их и в маневренном бою переигрывал начисто.
Когда на территории Советского Союза сформировали французскую эскадрилью "Нормандия", летчиков спросили, на каких истребителях они хотели бы воевать. Опытные пилоты в один голос ответили: "На Як-3!" К маю 1945 года летчики "Нормандии" сбили почти 300 немецких самолетов, а после Победы вернулись на своих "яках" в освобожденный Париж.
Истребитель Ла-5
Лучшим летчиком-истребителем в авиации стран-союзниц, воевавших с фашистской Германией, был Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. На фронт он попал в марте 1943 года и до мая 1945-го совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и сбил 62 самолета противника, в том числе один реактивный Ме-262.
Летал наш ас на истребителе Ла-5 конструкции Семена Алексеевича Лавочкина. В 1940 году Лавочкин совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым сконструировал истребитель ЛаГГ-3, очень пригодившийся в первые годы войны. Но эта машина оказалась довольно тяжелой по весу и сложной в управлении. Новый истребитель Ла-5 был создан на основе ЛаГГа, но получился гораздо лучше. Он был легкоуправляемым, развивал скорость до 634 км в час (у ЛаГГа - 605), мог забраться на высоту 10 750 м (ЛаГГ - на 9600), имел дальность полета 930 км, был вооружен двумя пушками и мог нести до 100 кг бомб.
Западные специалисты сравнили самолеты всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, и назвали Ла-5 лучшим фронтовым истребителем. А в специальной инструкции для германских авиачастей отмечалось, что Ла-5 - очень опасный противник, превосходящий в маневренном бою лучшие немецкие истребители "Мессершмитт-109" и "Фокке-Вульф-190".
Штурмовик ИЛ-2
"Самолет-солдат", "летающий танк" - так с гордостью называли советские воины штурмовик Ил-2. Сергей Владимирович Ильюшин разрабатывал его с середины 30-х годов. В 1940 году одноместный самолет был запущен в серийное производство, но к началу войны этих штурмовиков в нашей авиации было мало. Из-за усиленного бронирования корпуса скорость Ил-2 не превышала 415 км в час, и немецкие истребители легко его догоняли. А стрелка, который бы сидел сзади и отбивал их атаки, не было.
Эту ошибку быстро исправили: в 1942 году появился двухместный Ил-2М с двумя пушками и тремя пулеметами. Штурмовик мог нести также 600 кг бомб и восемь реактивных снарядов. Такого самолета не было ни у одной армии мира.
В 1943 году на фронт поступили еще более мощные машины - Ил-10М. Они летали со скоростью 550 км в час и были вооружены пятью пушками. Для того времени это было супероружие.
Фашисты боялись наших "илов" как огня и называли их "Schwarz Tod" - "черная смерть".
Одним залпом Ил-2 мог уничтожить несколько вражеских танков: малогабаритные противотанковые бомбы (они весили всего 1,5 кг и в бомбоотсеках "ила" их помещалось 192) пробивали броню толщиной в 70 мм. Сброшенные за один заход с высоты 75-100 м, эти "малышки" уничтожали все объекты на площади 15х70 м - половина футбольного поля! Когда в небе появлялась "черная смерть", экипажи фашистских танков выскакивали из машин и разбегались.
Всего за годы войны было выпущено 36 163 самолета Ил-2 всех модификаций.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Чем хорош пикирующий бомбардировщик? Обычный "бомбовоз" летит на большой высоте. Бомб он несет много, забрасывает ими большую площадь и при удачном попадании наносит противнику значительный урон. Но что делать, если цель не такая большая? Если это не целая железнодорожная станция, а, к примеру, отдельный дом, склад или дот - долговременная огневая точка, преградившая путь наступающим войскам?
Вот тут-то и пригодится пикировщик. Он подлетает к цели как любой другой самолет - на солидной высоте. А потом "сваливается" в пике и несется к земле под углом на огромной скорости. Сбить его в этот момент почти невозможно. В нескольких десятках метров от земли машина выравнивается и, не снижая набранной скорости, уходит вверх, а бомбы летят точно в цель.
Фронтовики вспоминают, что налет пикирующих бомбардировщиков - одно из самых страшных переживаний на войне. Рев моторов, вой падающих бомб заставляли людей вжиматься в землю. Казалось, от этих ударов нет спасения.
У немцев был хороший пикирующий бомбардировщик "Юнкерс-87". По другому его еще называли "Штука" (Stuka - сокращение немецких слов "штурмовой фронтовой бомбардировщик"). Но наши конструкторы во главе с Владимиром Михайловичем Петляковым создали самолет получше "юнкерса" - пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Это был новый шаг в советской авиации. На Пе-2 стояло около 50 электродвигателей, которые убирали и выпускали шасси, приводили в действие тормозные щитки и закрылки - в общем, все, что раньше летчику приходилось делать с помощью тросовых приводов. Конструкция Пе-2 выдерживала одиннадцатикратные перегрузки, поэтому он мог, как истребитель, выполнять фигуры высшего пилотажа.
За один раз самолет брал шесть 100-кг бомб, но при необходимости поднимал и в два раза больше. Летал он на высоте до 7800 м со скоростью около 500 км в час. Кроме бомб, был вооружен четырьмя пулеметами ШКАС калибра 7,62 мм и одним пулеметом БТ калибра 12,7 мм.
Было у "Петляковых" и необычное оборонительное оружие - авиационные гранатометы с 10 гранатами. Выброшенная из самолета граната сначала тормозилась небольшим парашютом, а затем, через 3-5 секунд, разрывалась на пути преследующего истребителя.
Бомбардировщик Ту-2
Шестого апреля 1945 года войска 3-го Белорусского фронта начали штурм Кенигсберга - мощной крепости гитлеровцев на берегу Балтийского моря. Враг яростно сопротивлялся, бросаясь в контратаки. Но наши бойцы упорно продвигались вперед, сжимая вокруг фашистского гарнизона кольцо окружения.
Самые прочные оборонительные укрепления немцев разрушила бомбардировочная авиация. Особо отличился 6-й авиакорпус, на вооружении которого были самолеты Ту-2 конструкции Андрея Николаевича Туполева. Каждая машина несла три бомбы весом в 1000 кг - ни одна крепость не могла выдержать такого удара. Кенигсберг был взят 10 апреля. Гитлеровцы потеряли здесь 10-тысячную армию.
Хорошо поработали Ту-2 и во время штурма Берлина. Летчики любили этот самолет за высокие боевые качества (потолок - 9500 м, скорость - 547 км в час, дальность полета - 2100 км, отменная защита от истребителей - пять пушек) и надежность (двухмоторный Ту-2 мог лететь даже на одном работающем двигателе).
В морской авиации Ту-2 использовался еще и как торпедоносец, а специально оборудованные самолеты этого типа ставили с воздуха минные заграждения.
Дальний Бомбардировщик ДБ-3
Когда Гитлер напал на Советский Союз, командующий немецкой авиацией Геринг заявил, что ни одна русская бомба никогда не упадет на германскую землю.
Зря рейхсмаршал хвастался! В ночь на 8 августа 1941 года столица "тысячелетнего рейха" проснулась от рева сирен воздушной тревоги. Удар по военным объектам Берлина нанесла группа из 15 самолетов ДБ-3Т под командованием полковника Евгения Николаевича Преображенского.
Двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3 был создан в конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина в конце 30-х годов. Он развивал скорость до 400 км в час, мог пролететь 3100 км, под фюзеляжем нес одну бомбу или торпеду массой до 1000 кг и две бомбы по 500 кг. При необходимости ДБ-3 мог лететь и на одном двигателе, а для защиты от вражеских истребителей у него было три пулемета.
По-2
Этот самолет был предназначен совсем не для войны. Конструктор Поликарпов создал его в 1928 году. На легкой двухместной машине могли тренироваться курсанты летных училищ (до 1944 года самолет так и назывался: У-2 - "Учебный двухместный"). По-2 мог быть санитарным, сельскохозяйственным, почтовым, спортивным самолетом. А в годы войны он стал ночным бомбардировщиком.
Скорость у По-2 небольшая - всего 150 км в час, и неожиданно именно это оказалось его достоинством. Вертолетов тогда не было, и По-2 делал то, что способны делать они. Незаметно, на малой высоте, иногда даже с выключенным мотором, он "подкрадывался" к вражеским позициям и с точностью, недоступной даже самым лучшим бомбардировщикам, сбрасывал бомбы - до 300 кг.
Немцы называли По-2 "русс-фанер" (его делали из дерева) и очень боялись. Сбить "небесного тихохода" было трудно: из-за разницы скоростей истребители проскакивали мимо. А зенитчики привыкли стрелять по самолетам, которые летают высоко, и в неожиданно появляющийся По-2 просто не успевали прицелиться.
Наши солдаты придумали для этого самолета ласковое прозвище "кукурузник" - он летал над самой землей, не выше кукурузы.
В годы войны По-2 использовали для выполнения различных боевых задач. Он служил не только легким ночным бомбардировщиком, но и разведчиком, самолетом связи, санитаром, помогал снабжать партизанские отряды. В летных училищах подготовку на По-2 прошли почти 100 тысяч курсантов. Всего самолетов По-2 различных вариантов было выпущено 40 тысяч.