19 АВГУСТА при подлете к грозненскому аэропорту Ханкала потерпел аварию или был сбит самый грузоподъемный в мире военно-транспортный вертолет Ми-26. Заместитель генпрокурора по Северному Кавказу С. Фридинский заявил, что на его борту было 132 человека, 85 из них погибли при посадке или заживо сгорели.
ОСНОВНАЯ версия военных на сегодня - атака на вертолет зенитно-ракетным комплексом. Но вполне вероятно и другое. "Вертушки" в Чечне практически все давно изношены. А в Ми-26, летевшем из Моздока в Грозный с бойцами, в том числе и отпускниками, был еще допущен и перегруз - 132 человека вместо положенных 85. Плюс груз, плюс залитые под завязку баки с горючим...
По сведениям, которые удалось узнать нашему корреспонденту, командир вертолета майор Батанов услышал хлопок в двигателе. За этим последовала потеря мощности на высоте около 200 метров. Но пилотам удалось пойти на аварийную посадку и еще около двух километров вести машину с горящим двигателем. По разным сообщениям, весь вертолет загорелся уже на земле либо от удара, либо от сдетонировавших мин на защищающем аэропорт минном поле. Во всяком случае, спасатели не сразу прибыли к терпящему бедствие вертолету из-за опасения подрывов на мине.
Но по последней информации специалистов с места катастрофы, по вертолету была произведена очередь из крупнокалиберого пулемета. Целились, как всегда, в редуктор, чтобы вывести из строя винт. При этом был поврежден лишь один из двигателей. Чтобы спасти машину и людей, пилоты включили режим авторотации, когда несущий винт свободно вращается и тормозит падение. Но удар о землю из-за перегруза вертолета оказался такой силы, что оба двигателя, находящиеся сверху, разрушили крепления конструкции и рухнули в грузовую кабину, где люди находились буквально как сельди в бочке. Это и затрудняло подсчет погибших.
Трагедия в Чечне не осталась без внимания В. Путина. Он уже выразил соболезнования семьям погибших и дал указание тщательно разобраться в причинах.