31 АВГУСТА исполняется 15 лет с тех пор, как на выходе из Цемесской бухты Новороссийска произошла одна из самых страшных катастроф в истории мореплавания ХХ века - сухогруз "Петр Васев" протаранил пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". После удара в правый борт пароход прошел по инерции еще 900 м и затонул в течение всего 8 минут. Из 1234 человек, находившихся на борту, погибли 423.
Из рассказов участников событий:
"Когда пароход лег на борт, все, кто был на палубе, посыпались вниз, ударяясь о выступающие части, надстройки... Все воспринималось в каком-то нереальном лиловом цвете..."
"А потом пароход ушел под воду, и стало страшно - какая-то толчея вокруг, кто-то пытается схватить спасательный круг, на котором уже висят люди, всплывают доски, мусор..."
Из рассказов участников поисковой экспедиции:
"На прогулочной палубе мы увидели страшную картину - около 50 тел загромождали проход, некоторые были в спасательных жилетах и плавали под потолком палубы".
"Сегодня в разгар солнечного дня недалеко от погибшего судна обнаружили ребенка лет семи. Беленький, в байковой пижаме..."
"Слоеная" вода
ЧЕРЕЗ 15 лет после трагедии затонувший корабль интересует в основном любителей подводного плавания. Десятки аквалангистов готовы отдать около 100 долларов, чтобы под руководством инструкторов совершить погружение на "Нахимов". Корабль лежит на боку на глубине около 50 метров, и большинству ныряльщиков доступна только ходовая рубка. Навигационные приборы хорошо сохранились, и похоже, что большинство из тех, кто побывал на пароходе, все же относятся к нему как к мемориальному объекту - практически ничего не разграблено.
Внутрь корабля можно попасть через 12 отверстий в левом борту судна - через них водолазы поднимали тела погибших. Но путешествие внутри судна доступно единицам - для этого требуется особое оборудование и специальные навыки. Помещения корабля настолько сильно заполнены илом, что практически нет возможности передвигаться вдвоем, плывущий сзади попадает в облако ила и ничего не видит. Аквалангисты пробираются по узким коридорам в одиночку. Поворачиваться в экипировке крайне трудно. За собой разматывают веревку, по которой можно будет найти дорогу назад. Самое дальнее из обследованных помещений - продовольственный склад - находится уже ниже уровня дна, и исследователи спускаются туда по шахте лифта. Под лучом прожектора открывается фантастическое зрелище - вода полтора десятка лет растворяла различные пищевые продукты и теперь выглядит, как слоеный пирог, состоящий из полос различного цвета.
Корабль для зэков
У "НАХИМОВА" есть одна интересная особенность - в нем нет вентиляционных шахт, по которым воздух мог бы поступать на нижние палубы. Немецкий военный транспорт "Берлин", полученный СССР после войны по репарации, вначале предполагалось использовать для перевозки заключенных на Дальнем Востоке. Но планы изменились, и корабль был спешно переделан в пассажирский. В ту жаркую августовскую ночь открытые иллюминаторы были единственным источником свежего воздуха в каютах. По предположению аквалангистов, как только корабль начал крениться от удара, в иллюминаторы хлынула вода, и именно поэтому "Нахимов" затонул так быстро.
Практически на всех палубах разрушены переборки между каютами. Когда корабль перестраивали, стенки делали из фанеры и картона, вода все разрушила. Во всех помещениях мебель разбросана и поломана - это следствие сильного удара тонущего корабля о дно. Десятки предметов напоминают о том, что здесь жили люди, - платья на плечиках в шкафу, книги на полках библиотеки, посуда.
Поисковые работы на корабле были прекращены осенью 1986 г. после гибели двух водолазов. С тех пор в помещениях "Нахимова" тел погибших не обнаруживали ни разу. Для 65 человек пароход стал подводной могилой.
Возможно, какие-то вещи погибших будут подняты по просьбе родственников в 15-ю годовщину трагедии. 31 августа 2001 года подводники совершат мемориальное погружение на пароход "Адмирал Нахимов" и установят на нем табличку в память о погибших в той катастрофе.