Представить себе современный цирк без аппаратуры (от латинского apparatus - снаряжение, сооружение) совершенно невозможно. Прежде всего, это, конечно, снаряды, установки, механизмы, которыми пользуются в своих выступлениях артисты. Заметим, что аппаратура чаще всего бывает разборная, быстро устанавливается, подвешивается, убирается на манеже или под куполом. Она отличается прочностью и надежностью, компактна при перевозках. Есть два основных вида аппаратуры - подвесная (воздушная) и устанавливаемая (партерная). К подвесной относятся неподвижная (мостики, рамки, ловиторки), качающаяся (бамбуки, трапеции, качели), вращающаяся (вертушки). К партерной - устанавливаемая (кольца, мачты, пьедесталы, подкидные доски, клетки - в номерах с дрессированными хищниками), натягиваемая (проволока, канаты, батуты, сетки), балансируемая (перши, лестницы), движимая (велосипеды, моноциклы, повозки), самодвижущаяся (автомобили, мотоциклы).
Батут, батуд (от итальянского battuta - подача, удар) - пружинистое приспособление, сетка из веревок или фитиля, туго натянутая с помощью резиновых жгутов на каркас тросов, подбрасывающая артиста в номерах прыжковой акробатики. Зародился в странах Западной Европы в начале ХХ века.
Балансир, балансшток (от французского balancer - уравновешивать) - шест длиной от 3 до 5 метров (или дюралюминиевая труба), с помощью которой канатоходец сохраняет равновесие. Вольтижерка, как вы уже знаете, трапеция, с которой вольтижер совершает перелеты. Канат - эквилибристический снаряд, туго натянутый трос в горизонтальном или наклонном положении. Артист, выступающий на канате, - канатоходец. Зародилось это искусство в Древнем Египте. Но у каждого народа оно имело свои особенности. Например, в Древнем Риме канатоходцы демонстрировали меткую стрельбу из лука над бассейном или рекой и заканчивали выступление эффектным прыжком в воду. Китайские канатоходцы исполняли танцы с мечами на канате, под которым укреплялись кинжалы остриями вверх. В конце XIX века канатоходцы совершили ряд сенсационных переходов над Темзой, Сеной, Невой, водопадами Ниагара, Иматра и др.
Корд де Волан (от французского corde de volan: corde - веревка, шнур, канат, Volant - летающий) - канат, который подвешивают в виде свободно раскачивающейся дуги, полукольца. Корд де парель (от французского corde de peril - опасный канат) - туго натянутый вертикальный канат, на котором артист исполняет трюки, аналогичные упражнениям на першах. Верхним концом крепится к куполу, нижний натягивает ассистент. Обычно на нем выступает один артист. Лонжа (от французского longe - длинный ремень, аркан, веревка) - приспособление, обеспечивающее безопасность артистов, страхующее их при исполнении особо опасных трюков. В номерах на большой высоте применяются подвесные лонжи: одинарная - пояс с длинным тросом, пропущенным свободным концом через подкупольный блок; двойная - пояс с двумя длинными тросами, пропущенными через два блока, на значительном расстоянии друг от друга. Двойная лонжа была придумана в России в 1902 году для воздушно-гимнастического номера Л. Матеуса. Перш (от английского perch - шест, жердь) - эквилибристический снаряд, деревянный или металлический шест длиной от 2 до 10 метров. Перши бывают прямые, гнущиеся, коленчатые, трехступенчатые, вилкоообразные, пневматические и др. Это один из старейших цирковых снарядов, использовали его еще бродячие актеры средневековья, в том числе скоморохи. Подкидная доска - цирковой снаряд в номерах прыжковой акробатики. Это доска длиной 2-3 метра из прочных эластичных реек, укрепленная посередине на металлической подставке (козлах) высотой 40-50 сантиметров и свободно качающаяся на ней. Принцип действия подкидной доски заимствован из старинной народной игры: акробат-вольтижер становится на опущенный край доски, а партнер (отбивающий) прыгает на поднятый противоположный конец доски (отбивает). Подброшенный вольтижер выполняет в воздухе акробатические упражнения и "приходит", например, на плечи нижнего, на перши и т.д. Проволока - цирковой снаряд. Есть несколько ее видов: тугая, длиной 9-11 метров, натянутая между двумя пьедесталами, свободная - укрепленный восьмиметровый трос между двумя мачтами, двойная, тройная проволока - параллельно натянутые тросы. Первые сведения о проволоке восходят к 1782 году, тогда был исполнен танец на проволоке. С 30-х годов XIX века этот снаряд стал занимать в цирковой программе заметное место. Растяжки - тросы, с помощью которых крепятся цирковая аппаратура и снаряды (мачта, турники, лестницы). Сетка - приспособление для предотвращения несчастных случаев при исполнении номеров воздушной гимнастики. Сплетается из веревки. Трапеция - снаряд воздушной гимнастики, горизонтальная металлическая перекладина, высоко подвешенная на вертикальных тросах. В цирке появилась в 50-е годы XIX века. Баранка (бублик) - цирковой реквизит акробатов. Делается из пробки, пенопласта, войлока в форме баранки с выемкой по размеру головы исполнителя. Используется в акробатических номерах для сохранения устойчивости при выполнении стойки "голова в голову" (копштейн), на голове нижнего для поддержки верхнего. Зубник - приспособление для воздушно-гимнастических упражнений, изготовляемое для каждого артиста индивидуально (точно по конфигурации полости рта). Зажав во рту зубник, гимнаст висит и исполняет свои трюки. В цирковом обиходе они носят название "зубной акт". Зубные трюки издавна были в репертуаре цирковых атлетов, поднимавших зубами огромные тяжести. Еще в 1634 году стрелец Петрушка Иван-Городец тешил царя тем, что "носил в зубах бревно".
Смотрите также: