Примерное время чтения: 4 минуты
744

Конный цирк

Этот термин употреблялся для характеристики периода в истории цирка XVIII-XIX веков, когда основу представлений составляли номера дрессировщиков лошадей и наездников. Этим термином определяют и конный жанр, который объединял разные по содержанию и выразительным средствам номера дрессировщиков лошадей и наездников. Конные номера принято разделять на три основных вида: дрессировку, высшую школу верховой езды и конную акробатику.

Арабеск (от французского аrabesque - арабский) - одна из поз классического танца. В цирке часто можно видеть, как танцовщица, стоя на скачущей лошади, отводит одну ногу с вытянутым носком назад, а всю тяжесть тела переносит на другую ногу. Аллюр (от французского allure - походка) - вид движения лошади по манежу. Есть два вида аллюра: естественный, когда лошадь выбирает свойственный ей способ передвижения, например шаг, рысь, галоп или карьер, и искусственный, то есть шаг, которому лошадь учат в во время дрессировки. Арнир (от французского harnais - конское снаряжение) - кожаный ремень, которым притягивают голову лошади к основанию шеи. Подтягивая и ослабляя арнир, дрессировщик регулирует ход лошади, добивается от нее заданного темпа. Багет (от французского baguette - палочка) - реквизит наездника, гибкий прут из ивы или металла. Наездник держит багет в руках за оба конца, слегка сгибая, и перепрыгивает через него, стоя на лошади. Балансе (от французского balancer - раскачиваться) - движение лошади в высшей школе верховой езды, когда животное попеременно заносит то одну, то другую переднюю вытянутую ногу далеко (до одного метра) в сторону, перемещая при этом тяжесть передней части тела с одной ноги на другую. Баллон (от французского ballon - полый шар) - искусственное препятствие в виде заклеенных бумагой двух обручей. Наездник прыгает с движущейся лошади сквозь баллон, прорывает бумагу и попадает снова на лошадь с другой стороны баллона. Иногда его называют зеркалом. Вольт (от итальянского voltata - поворот) - в коннном жанре крутой поворот налево или направо. Вольтиж, вольтижировка - гимнастические упражнения на лошади, бегущей по кругу рысью или галопом. Вольтижер - наездник, исполняющий номера конного вольтижа.

Высшая школа верховой езды - разновидность конного цирка, конно-наезднический номер, в котором всадник, находясь в седле, заставляет лошадь выполнять ряд движений в ритме музыки, сопровождающей номер, что создает у зрителей впечатление, будто лошадь танцует. Гурта (от немецкого Gurt - пояс) - подпруга с двумя устойчивыми поручнями по ее бокам. Неприметная принадлежность номеров жокеев и конной акробатики: опираясь на поручни, наездник исполняет на скачущей лошади различные вольтижные упражнения. Гарнировка (от французского garnir - украшать) - убранство лошади (сбруя, седла и пр.). Гарнировать - готовить лошадь к выходу на манеж.

Джигитовка - разновидность конного цирка, род трюковой езды. Артисты-джигиты выполняют на галопирующих лошадях в вихревом темпе серию труднейших трюков: оборот на полном скаку вокруг шеи и вокруг тела лошади, стрельба в цель из разных положений с мчащейся лошади.

Кабриоль (от французского cabriole - прыжок) - прыжок лошади с согнутыми передними ногами и вытянутыми задними. Крупада - прыжок лошади через искусственное препятствие с приземлением на задние ноги. Курс - финальный трюк в номере наездников-жокеев, прыжки с земли на круп лошади: наездник, стремительно разбегаясь, пересекает манеж и вскакивает ногами на круп неоседланной лошади, бегущей по кругу растяжным галопом. Панно (от французского panneau - плоскость) - цирковое седло, жесткий волосяной матрасик, облегающий спину лошади. Нужен для большей устойчивости наездника, который, стоя на нем, выполняет акробатические или жонглерские номера. Пезада (от итальянского posata, французского pesade - позиция) - позиция в высшей школе верховой езды: лошадь поднимается на дыбы и стоит на задних ногах почти вертикально ("свеча"). Хердель - искусственное препятствие из хвороста, которое лошадь преодолевает по ходу номера.

В российском цирке известна династия осетинских джигитов Кантемировых. Создатель конного ансамбля - Алибек Тузарович Кантемиров - дрессировщик лошадей, педагог. В 1924 году он организовал ансамбль джигитов, который продолжает выступать и сегодня, конечно уже в другом составе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно