3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции, передав ее в состав Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Этот день считается днем рождения Госавтоинспекции. Ранее ее функции выполняли отделы регулирования уличного движения (сокращенно - ОРУД), которые тоже входили в состав милиции. Но даже с созданием Госавтоинспекции ОРУД не были упразднены.
ОРУД тоже имеют свою историю. Эти подразделения были созданы в 1931 году, сначала в Москве и Ленинграде, а затем и в других крупных городах: Владивостоке, Горьком, Новосибирске, Свердловске, Челябинске и т. д. Им в подчинение передавались строевые подразделения милиционеров-регулировщиков. На дорогах нашей страны появились дорожные знаки и разметка, указатели для пешеходов, был налажен централизованный учет дорожно-транспортных происшествий, выпуск плакатов, листовок, кинофильмов, пропагандирующих безопасность дорожного движения.
В 1950-х годах Министерство внутренних дел СССР включило ОРУД в состав ГАИ, передав в эту службу аппараты безопасности движения, строевые подразделения РУД, инспекторов милицейской службы по дорожному надзору. Вместе с тем было решено отделы РУД в таких городах, как Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси, и отдел безопасности движения управления милиции Московской области с ГАИ не объединять.
В этих городах вплоть до 1960-х годов обеспечением безопасности дорожного движения занимались совместно Госавтоинспекция и ОРУД, затем ОРУД вошли в состав ГАИ.
Госавтоинспекция должна была учитывать аварии на дорогах, выявлять их причины, привлекать к ответственности виновных в ДТП, контролировать подготовку водителей, следить за техническим состоянием автопарка, за экономным расходом горючего, за состоянием дорог, учитывать автотранспорт и выдавать номерные знаки. Госавтоинспекция впервые получила право самостоятельно штрафовать нарушителей ПДД на сумму до 100 рублей. Деньги по тем временам немалые. Особенность работы тогдашних инспекторов состояла в том, что они должны были не просто назубок знать законы и правила дорожного движения, но и досконально разбираться в технике вообще, изучить двигатели всех марок, их топливные аппетиты, устройство разных автомобилей. А иначе как проверить техническое состояние большого автопарка?
Отметим одну вещь: в те годы отбор в милицию, и в ГАИ в частности, был очень строгим. Милицейские погоны, как правило, надевали люди, имевшие за плечами военную службу. Их должны были рекомендовать рабочие коллективы. Случайные люди в ГАИ не попадали, и, может, поэтому авторитет сотрудников милиции был необычайно высок.
Физически слабым и психически неуравновешенным людям путь в милицию заказан. Работа там требует крепкого здоровья и большой выдержки. Попробуй-ка простоять целый день под дождем, на ветру или морозе! Да и нервы должны быть железные. За смену инспекторам приходится иметь дело с десятками самых разных людей. Многие нарушители правил дорожного движения обожают "качать права". Так было тогда, так происходит и сейчас. А ведь инспектор выполняет свою работу, несет службу на посту или на маршруте патрулирования. Словом, в любых ситуациях инспектору приходится сохранять присутствие духа.
Смотрите также: