Примерное время чтения: 4 минуты
75

На букву Ш, часть 2

Шекспир Уильям (1564-1616)

Мир не знает более гениального, более известного драматурга, чем Шекспир, который сочетал в себе также талант поэта, актера и организатора театрального дела. Все режиссеры мира мечтают поставить его пьесы, все актеры - сыграть в них.

Личность Шекспира окутана тайной, сведения из его биографии крайне скудны. Известно, что он приехал из Стратфорд-он-Эйвона в Лондон, вступил в труппу Ричарда Бербеджа, писал для нее пьесы, вскоре стал создателем и одним из владельцев театра "Глобус" в Лондоне. Это был необычный театр. Представьте себе овальную площадку, со всех сторон обнесенную высокими стенами и без крыши. Внутри на стенах расположены ложи для знатных зрителей, выше - галереи для зажиточных горожан, простолюдины же просто толпились вокруг сцены. Декораций в "Глобусе" не было, вместо них использовались таблички с надписями, например, "лес", "дворец", "улица", "берег моря".

И только великий драматург мог заставить зрителей увидеть на пустой сцене целую вселенную: далекие и близкие страны - от Италии до Бермудских островов; прошлое и настоящее человечества - от Древнего Рима до Англии XVI века. Символично, что название шекспировского театра "Глобус" можно перевести и как "земной шар".

Здание легендарного театра восстановлено в Лондоне современными архитекторами и режиссером Сэмом Уанамейкером. В нем все, как при Шекспире: ни декораций, ни электричества, только солнечный свет днем и свечи по вечерам.

Перу Шекспира принадлежат 37 драматических произведений: комедий, исторических хроник и трагедий. Самые знаменитые - "Ромео и Джульетта", "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет" - стали гордостью мировой культуры. В них показаны сильные страсти, большие чувства, по масштабу они сравнимы с древнегреческими трагедиями.

Но, опираясь на достижения античного театра, Шекспир впервые показал не просто героя, а человека, живого, со своим характером, со своими достоинствами и недостатками. Благородный, но вечно колеблющийся Гамлет; необузданный, слепо верящий слухам, Отелло; честолюбец Макбет; гордый, но презирающий народ Кориолан... В каждом из этих персонажей зритель может найти сходство с самим собой, и, возможно, именно поэтому пьесы Шекспира вот уже 400 лет не сходят со сцен театров.

Школьный театр

Возник в России в XVII веке, особенно распространился при Петре I. Актерами в нем были семинаристы. Искусство красиво и четко говорить, петь, владеть голосом и жестом было необходимо будущим священникам. "Любовь требует нежного, страстного голоса, ненависть - строгого и жесткого, горе - жалобного, страх - дрожащего, удивление - потрясенного, наполовину слышного, наполовину умолкающего..." - таково руководство актеру школьного театра.

Любопытную роль играли жесты. Прежде чем произносить текст, актер должен был показать движением рук, что испытывает герой. При этом - только правой рукой, левая же упиралась в бок. При удивлении руки поднимались ладонями к зрителю, при отвращении - следовало отвернуться и как бы отталкивать руками воздух. Представьте себе, как выглядело такое представление в школьном театре, и, наверное, оно покажется вам забавным. А зрители плакали и сочувствовали.

Играли семинаристы преимущественно мистерии, которые должны были пробуждать возвышенные религиозные чувства, побуждать к "благочестивым мыслям и делам", то есть воспитывать, воспевая монархию и осуждая врагов церкви. Игрались спектакли прямо в учебных комнатах духовных училищ (школ), а декорациями служили стены с иконами. Использовалась музыка, духовное пение, искусственное освещение, специальные машины, свет усиливался и уменьшался - то есть все признаки театра были налицо. С помощью машин устраивался люк в полу, куда проваливались грешники и нечистая сила, а также рычаг, к которому привязывались исполнители, изображающие возносящихся в рай праведников и ангелов, прилетающих с неба.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно