Издавна во всех странах мира существует обычай награждать орденами наиболее выдающихся людей. Орденов множество, их вручают за воинские подвиги, за научные открытия, за заслуги перед Родиной, то есть за доблестный ратный или мирный труд. Но долгое время никто не задумывался, что существует и не менее важная заслуга - дарить радость и веселье людям. Впервые эта мысль пришла в голову одному польскому мальчику, взрослые прислушались к ней, и в Польше был учрежден орден Улыбки.
Первым иностранцем, удостоенным этого ордена, стал артист, режиссер, создатель и руководитель Театра кукол Сергей Владимирович Образцов. Его выбрали по письмам польских детей, смотревших веселые, озорные, добрые спектакли московского театра. Перед вручением награды, по задумке устроителей, Сергея Владимировича ждало испытание.
На сцену, где проходила церемония, вышел мальчик и, постучав по полу символическим жезлом, предложил Образцову стакан с неразбавленным лимонным соком без сахара. Задача состояла в том, чтобы выпить сок и не поморщиться. Сергей Владимирович с честью выдержал испытание. Тогда ему вручили красивый серебряный орден с изображением золотого смеющегося солнца - орден Улыбки.
Настоящим подвигом можно назвать жизнь известного артиста Малого театра Александра Алексеевича Остужева (1874-1953). Он уже был широко известен, когда с ним случилась страшная для актера беда - глухота. Врачи оказались бессильны, но Остужев не сдался и продолжал играть. Каких усилий ему это стоило, не знает никто, но еще более 40 лет этот замечательный артист выходил на сцену. Он не слышал аплодисментов, не слышал своих партнеров, и ни разу не было случая, чтобы он не вовремя произнес свою реплику.
Остужев научился читать по губам, у него появилось отточенное чувство времени, ритма, паузы. В 1935 году, уже будучи совершенно глухим, Александр Алексеевич блестяще сыграл роль Отелло в трагедии Шекспира.
Если на съемках кинофильма актер ошибается, то обычно снимается второй, третий и т.д. дубль. В театре же дублей не бывает, актер оказывается лицом к лицу со зрителем. Поэтому ему приходится использовать всю свою находчивость, чтобы выйти из положения, что называется, с честью. Об ошибках театральных актеров рассказывают множество интересных историй. Вот одна из них.
Знаменитый итальянский актер, кумир публики Томмазо Сальвини (1829-1915) однажды должен был выступать в роли Отелло в трагедии Шекспира. Театр был полон, представление началось. И вот выход Сальвини. Так как Отелло, как известно, был мавром, то есть человеком с темной кожей, актер был соответствующим образом загримирован. Требовательная итальянская публика внимательно вглядывалась в своего любимца, и вдруг раздались возмущенные возгласы, крики. Оказалось, что лицо Сальвини было, как положено, черным, а руки остались белыми! Надо сказать, что итальянцы не только требовательны, но и темпераментны, такого нарушения театральных законов стерпеть они не могли. В актера полетели апельсиновые корки, его речь прерывалась оглушительным свистом.
Но Сальвини не первый год выступал на сцене, поэтому невозмутимо доиграл первый акт до конца. В антракте только и говорили об оплошности трагика, но все были уверены: во втором акте он исправится и загримирует руки. И вот начинается второй акт, Сальвини снова выходит на сцену и... снова с белыми руками! Тут уж в театре началась настоящая буря - такое неуважение к публике! Актер дождался, пока крики немного утихнут, вышел на авансцену и медленно стянул с рук белые перчатки. Все увидели, что под ними - темная кожа! "Ах, вот в чем дело, в первом акте Сальвини просто был в белых перчатках", - подумали зрители и разразились овациями. Репутация актера была спасена.
На самом деле, Сальвини действительно забыл загримировать руки, но он никак не мог допустить, чтобы зрители узнали об его ошибке, и ловко разыграл этот трюк с белыми перчатками.
Однажды русский оперный певец Федор Иванович Шаляпин познакомился в Париже с болгарской певицей Илкой Поповой. То ли от волнения, то ли от стресса, но в самый разгар гастролей у Илки пропал голос. Зная о том, какую огромную роль для артиста играет самовнушение, Федор Шаляпин решил ей помочь.
В день премьеры он подошел к Илке и, сняв с пальца перстень, с которым никогда не расставался, отдал ей со словами: "Это перстень Петра I, он освящен Патриархом Всея Руси. Тот, кто носит его и верит в его силу, никогда не знает поражений". Илка поет с перстнем на руке и имеет оглушительный успех.
После спектакля артистка просит подарить ей перстень. Шаляпин великодушно соглашается. С тех пор Илка Попова никогда больше не имела проблем с голосом.