Примерное время чтения: 6 минут
134

Театр, рожденный в любви

ТЕАТР под руководством Олега ТАБАКОВА, давно уже переименованный в любовно-панибратское "Табакерка", под Новый год отметит юбилей первого спектакля "И с весной я вернусь к тебе" по Н. Островскому - 20 лет. Попасть в этот театр по прежнему проблематично, хоть и цены на билеты доходят сегодня до 180 руб. Но, считает Олег Павлович, искусство не должно быть дешевым.

ИГРЫ В ПОДВАЛЕ

КТО-ТО считает "Табакерку" чересчур элитарной из-за этой труднодоступности и дороговизны билетов. Кто-то "тонко" подмечает: ну, в стоместном-то подвале всякий аншлаги соберет! Да, но чтобы на протяжении стольких лет? К тому же аншлаги бывают и на постоянных выездных спектаклях в "нормальных" театрах - в "Современнике", МХАТе им. Чехова, в ТЮЗе, на Таганке, не говоря уже о регулярных бесплатных представлениях для студентов МГУ.

В табаковском подвальчике

с самого начала ничто не смотрелось дешевым, "второй свежести". Так было даже тогда, когда подвал был просто подвалом, без сегодняшнего стильного черно-белого интерьера. Когда новорожденный театр-студию городской голова обозвал "подворотней" и запретил его (а было именно так: суперблагополучная ныне "Табакерка" началась с катастрофы, с запрета).

В нашем сознании представление о студии накрепко связано с ребяческой самодеятельностью, неумелостью, которые

не искупаются ни энтузиазмом, ни обаянием юности. Табаков же начал свое дело с жесткого отбора: из трех тысяч школьников, пришедших заниматься к нему во Дворец культуры им. Крупской (там начиналась "Табакерка"), он отобрал 49, осталось в итоге восемь. Позже со своего курса он отсеял почти всех, зато взял пять новичков.

Он лоялен и строг одновременно. Обычно руководителя театра если и обожают, то непременно боятся и даже порой ненавидят. Табакова,

безмерно уважая, его ученики любят с детской искренностью: кто побывал на его 60-летии, помнит эту неподдельную интонацию обожания учениками - учителя. Этого не сыграть.

Хотя главная "составляющая" победительного обаяния "Табакерки" - неукротимый азарт игры, отсюда всегдашнее на ее спектаклях ощущение праздника, зрелища, торжества высококлассного ремесла. Табаковцы унаследовали радостный вкус к игре, чистому лицедейству от своего мастера. "Для меня

играть - самое веселое, увлекательное и интересное на свете занятие" (О. П. Табаков). Кто-то считает, что многие его ребята, как мастеровитые "шоумены", не способны к серьезным душевным затратам... Но почему же тогда лучшие их спектакли не оборачиваются всего лишь яркими шоу? А "Последние" или "Матросская тишина" местами "искрят" истинным трагизмом?

Игра - это и постоянные розыгрыши-междусобойчики в закулисье. Чувства юмора тут никому не занимать,

а все это - от "главного": Табаков еще в актерской своей молодости слыл первым "прикольщиком" на сцене, за что даже, бывало, получал от коллег. И теперь у него, убеленного сединами мэтра, излюбленное занятие - подбросить питомцу одну из своих фирменных шуточек или словечек с интонацией кота Матроскина непосредственно перед выходом на сцену, причем желательно перед трудной любовной сценой или трагическим монологом. И что делать? Сердиться на Табакова?

Разве такое возможно?

"И ЗВЕЗДА С ЗВЕЗДОЮ ГОВОРИТ"

НАВЕРНО, существуют за кулисами "Табакерки" и схватки амбиций, и болезненное самолюбие, и творческая зависть. Наверно, здесь всякое бывает. Но "кухню", интриги и склоки, как и положено в приличном интеллигентном доме, здесь, подобно сору из избы, не выносят "на люди". Хотя очень хочется верить, что их на самом деле и нет, этих склок.

В здоровом "теле" "Табакерки" - здоровый дух. Вот этот дух "своей компании" сохранен в удивительной чистоте. "Табакерка"

и создавалась общинно, семейно, по-компанейски. "Жили спинами вовнутрь", как любит говорить сам Табаков. Вместе справляли все праздники. Вместе ездили летом на Вологодчину (по комсомольской путевке), в Пущино, на съемки "Обломова".

Табаков не просто занимался с ребятами жесточайшим актерским тренингом (30 часов мастерства вместо положенных 12 в неделю, по 300 выходов на сцену к моменту получения дипломов!). Он их воспитывал. Как говорит Женя Миронов,

"выращивал, как садовник, человеческие личности". На выставки, в Консерваторию водил, абонементы лично покупал. Не зря старался. У него кого ни возьми - все стали персонами. Потому и спрос на них - и у наших кинорежиссеров, и у Петера Штайна.

Нужно быть, наверно, очень недобрым человеком, чтобы выискивать в "буче, боевой, кипучей", что переполняет жизнь "Табакерки", что-либо скверное. Могут нравиться или не нравиться какие-то ее спектакли. Можно больше

или меньше любить того или иного актера. Поклонницы, скажем, давно поделились на кланы: мироновки, машковки, безруковки... Здесь на спектаклях - натуральный девичий визг, а после - мавзолейные очереди для "доступа к телу" любимца.

Бесспорно одно: это настоящая кузница, фабрика звезд: Машков, Безруков, Смоляков, Миронов, Егоров, Зудина, Германова, Блок-Миримская, Кайоль, Шульц... Сюда идут "на звезду", и это нормально даже для самого режиссерского

театра. И прежде всего на самого Табакова - в "Последних", "Обыкновенной истории", "Комнате смеха".

"Табакерка" - покоряюще мужской театр: "все они герои, все они таланты..." В этом году Олег Павлович взял в труппу шестерых, и снова - пятеро парней и только одна девочка. Большинство спектаклей - это мужские бенефисы, "мальчишники": "Псих", "Мудрец", "Круль", "Бумбараш", "Смертельный номер"... Их душевная энергетика - вровень с рвущейся наружу молодой

телесной силой, с веселым актерским куражом.

ДИТЯ ЛЮБВИ

ТЕАТР Табакова не просто выжил, хотя многие его ровесники и как будто бы единомышленники давно сгинули, сошли с дистанции. Он стал театром нового поколения и времени. Он не только пришел на смену театру советскому, соцреалистическому - он еще и стал моделью театра XXI века, существуя молодо и азартно. Не на котурнах - на земле.

У "Табакерки" очень здоровое нутро. По сути, это настоящий народный театр, не примитивно-лапотного, разумеется, розлива.

Театр молодых и для молодых. Не гонясь за конъюнктурой и назойливой публицистичностью, он всегда востребован, с его обостренным ощущением нерва и пульса сегодняшнего дня. "Табакерка", начинавшаяся как маленькая модель коммунизма в отдельно взятом подвале, общинно, наивно, в конечном итоге оправдала себя, опровергая многократно доказанную истину, что театр жив лишь 10-15 лет. Быть стабильным - это тоже дар.

Самые красивые и талантливые дети рождаются

от любви. Театр Табакова родился именно от любви - к искусству. "Студия - моя радость, мое счастье, моя запоздалая любовь" (О. П. Табаков). "Запоздалая любовь" приключилась, когда ему было всего 39.

Недавно он получил Госпремию. Не за роль, а как Строитель Театра. Талантливых актеров и режиссеров у нас в достатке. Строителей - по пальцам перечесть. Он и его театр никогда не шли в строю. "Выбирались своей колеей". Потому и побеждают.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно