ОДИН из самых молодых театров (и по сути, и по дате рождения) "Мастерская Петра Фоменко" показал уж точно самый молодой на сегодняшний день спектакль, в буквальном смысле, - это вечер-показ студенческих работ 4-го режиссерского курса Фоменко в РАТИ (ГИТИСе). Впечатления? Редкое и счастливое ощущение команды, полного взаимопонимания и взаимосочувствия зала и сцены (которой нет в традиционном смысле в этом театре). Настойчивые попытки угадать будущих звезд. И чуть печальные мысли: я всегда на таких спектаклях-показах ловлю себя на вечном вопросе - что станет с ними потом, когда это короткое дружество неминуемо распадется и каждый должен будет выживать в одиночку?
Скажу сразу - особенно яркой звезды не обнаружилось. Такой, чтобы с первого появления, с первых слов - ни с чем не сравнимое ощущение уникальности дара. Индивидуальности. Никто не тянул одеяло на себя - ровный, уверенный, высокий профессиональный уровень. Репертуар - от "Бесов" и "Идиота" (в программке еще и "Братья Карамазовы") до "Чевенгура" Платонова, Исаака Бабеля и "детгизовского" "Крокодила" Чуковского, прозвучавшего пугающе, параноидально смешно. В классике актеры демонстрировали искусство рассказывания, монологи наедине с залом, без партнеров и декораций. Были и современные пьесы: "Берендеи" Сергея Носова и "Пьеса 27" Алексея Слаповского (известного и маститого писателя из Саратова, публикующегося в толстых центральных журналах). Вот тут уж ребята порезвились! Правда, резвятся они, как дети под незлобным, но строгим контролем взрослых - вполне пристойно, с некоторой оглядкой: если во втором случае режиссер, хоть и ровесник, но с бородой, как и положено режиссеру, находится непосредственно рядом с актерами, наблюдает за ними и подсказывает, то постановщицу "Берендеев" мы увидели лишь в финале - из зала застенчиво выпорхнуло юное существо с короткой стрижкой. Но актерская вольница и стихия смирены жесткой рукой постановщиков в обоих случаях.
Немножко зная состояние современной драматургии, сочувствую начинающим режиссерам и артистам: играть-то им в этом смысле почти нечего. Тем приятнее неожиданность: выбранные здесь пьесы вполне симпатичны и любопытны. "Берендеи" - сценки из жизни "челноков" (наподобие "Мы едем, едем, едем..." Н. Коляды). Здесь два персонажа действительно едут на перекладных, "зайцами", с огромными баулами товара в какой-то неведомой стране, с одной станции на другую и т. д. Торговцы ножами. Артисты в душе. Романтики с большой дороги. Игроки. Пофигисты. Неприкаянные, непутевые, барахтающиеся посреди этой безжалостной жизни обычные российские мужички...
Пьеса " 27" - "цепочка адюльтеров". Тут уже не только мужики, но и дамы. Бесконечные любовные треугольники. Череда мужей, жен, любовниц, любовников и друзей (впрочем, порой это одно и то же). В общем, "поговорим о странностях любви". Разговор получился короткий, но весьма любопытный и живой. Одно выяснение отношений следует за другим. Во всем - легкая ирония. Привкус игры. Все как бы чуть понарошку, не всерьез. И финал - гимн здоровой семье: все пары, чья законность, подтвержденная штампами в паспортах, вернулись на круги своя. И воркуют одно и то же. До следующего адюльтера, ведь их цепочка вечно разомкнута...
Собственно, обе эти современные постановки вполне могли бы стать частью репертуара любого театра, особенно малых сцен, - обаяние молодости и одаренности дорогого стоит.