Вернувшемуся в Новгород Александру теперь не пришлось уговаривать бояр, ситуация была критической. Князь получил деньги и оружие, набрал войско из новгородцев, но понимал, что этого недостаточно. Ярослав Всеволодович обещал выделить в подмогу сыну дружину владимиро-суздальцев. Не дожидаясь этого, Александр выступил со своим войском на освобождение Копорья - нужно было очистить дорогу к Пскову, чтобы потом, объединёнными силами, выбить немцев с русской земли.
Крепость Копорье была взята штурмом. Опять Александр использовал фактор внезапности - немцы не успели прийти на помощь своему гарнизону, и тот был частично истреблён, частично взят в плен.
Вскоре к Новгороду подоспела обещанная Ярославом Всеволодовичем помощь. Теперь войско Александра насчитывало 20 000 человек, и можно было идти на Псков. В марте 1242 года основная часть дружины во главе с князем выступила в поход, остальным же был отдан приказ занять все дороги, ведущие к Пскову с запада. Таким образом, немцы лишились возможности получить подкрепление. Как и все сражения Александра, штурм Пскова был стремительным и неожиданным для противника. Огромную роль сыграло и то, что большинство горожан не поддерживали немцев.
Ворвавшись в крепость, дружинники Александра убили 70 знатных ливонских рыцарей, остальных заковали и отправили в Новгород. Предателей-бояр, посмевших сдать Псков немцам, по приказанию князя, повесили.
Александр понимал, что это только начало, и готовился к решающей битве. Готовился так, как и положено полководцу. Сначала, ещё ранней весной 1242 года, он послал разведывательные отряды в земли, занятые немцами, чтобы узнать, каковы силы противника, а также, куда они собираются направить удар. Один из таких отрядов под предводительством Домаша Твердиславича был встречен и разбит ливонцами. Оставшиеся в живых вернулись к Александру и рассказали, что крестоносцы движутся к Псковскому озеру.
Теперь князю предстояло выбрать наиболее удобное место для битвы и заставить противника принять бой именно здесь. Для решения этой задачи Александр использовал приём ложного отступления. Когда ливонцы подходили достаточно близко, войско отходило, вновь дожидалось ливонцев и вновь отходило. Так, дружинникам удалось заманить крестоносцев в уже выбранное полководцем наиболее выгодное для битвы место.
Что же это было за место? Псковское озеро соединено с Чудским довольно узкой протокой, Узменью. Теперь она называется Тёплым озером. В этом месте со дна бьют ключи, и ещё крепкий в начале весны лёд начинает таять быстрее.
Здесь же над водой возвышается 15-метровая скала - Вороний Камень, естественный форпост, откуда можно было следить за передвижениями противника. На поросших редким лесом берегах Вороньего острова легко могли спрятаться засадные полки. Именно тут Александр и решил дать бой.
Он прекрасно знал боевой порядок, принятый в Ливонском ордене. Это так называемый клин, или "свинья", как окрестили его русские. "Свинья" строилась таким образом, что в её головном ряду было относительно немного рыцарей, примерно от 5 до 10 человек, а в каждом последующем - на два рыцаря больше. Так, если в первом ряду было 10 человек, то во втором - 12, в третьем - 14 и т. д. Такое построение выглядело, как клин, остриём направленный на противника. Клин состоял из опытных, обученных и хорошо вооружённых рыцарей.
Позади клина, постепенно расширяясь в глубину, становились сначала ряды оруженосцев, затем отряды кнехтов (незнатных, но свободных членов ордена) и, наконец, вспомогательные войска. С флангов и тыла всё войско прикрывалось рыцарями, построенными в один-два ряда; в тылу "свиньи" ехал магистр, командоры и прочее начальство.
Нападая "свиньёй", рыцари метили в самый центр боевых рядов противника и разрывали их. Однако после этого сложное построение естественным образом рассыпалось, и начинался обычный бой. Но всё же мощь главного удара была очень значительной, способной решить исход битвы, поэтому Александр думал, как противостоять ливонской "свинье".
Великий полководец построил свои войска таким образом. Центр ("чело") составлял относительно небольшой отряд владимирских ополченцев. Фланги (полки правой и левой руки) занимало пешее новгородское ополчение. Впереди - передовой полк, состоящий из лёгкой владимирской конницы, вооружённой луками. А в тылу находились лучшие конные княжеские дружины и дружины владимирских и новгородских бояр.
Александр справедливо полагал, что ливонцы примут "чело" русских войск за основные силы и направят на него удар, в то время как главная мощь будет сосредоточена на флангах и в тылу, в засаде. Князь тщательно изучил местность, продумал пути отхода, места укрытий, даже предусмотрел такое построение, чтобы солнце светило в спину его воинам и в лицо врагам.
У войска Александра было небольшое численное преимущество: 15-17 тысяч человек против 10-12 тысяч ливонцев. Но не стоит забывать, что большую часть войска русских составляли ополченцы, а это простые крестьяне и ремесленники. Они, конечно, могли держать в руках оружие, но никакой особой военной подготовки не имели. Ливонские же рыцари, прекрасно вооружённые и защищённые, являли собой грозного противника.
Однако боевой дух русских был намного выше. Дружинники, как утверждает летописец, были готовы умереть за своего князя и за родную землю.
Битва началась на рассвете 5 апреля 1242 года. Клин ливонской "свиньи" медленно приближался к русскому войску по льду Чудского озера. Сверкали латы, покачивались над шлемами пёстрые перья, крестоносцы наступали стеной, они готовы были смести всё на своём пути - это было мощное, устрашающее войско. Первыми ливонцев встретили лучники, они осыпали ряды врага стрелами, но крестоносцы отразили удар и смяли ряды русского "чела". Но дальше их ждала неожиданность: они упёрлись в крутой берег озера и были атакованы с флангов русскими дружинами, во главе одной из них стоял сам Александр. Битва было очень жестокой. Как свидетельствует летописец, лёд покраснел от крови.
Переломным моментом сражения стало внезапное нападение с тыла ливонцев засадного полка - лучших дружинников Александра. Большая часть войска врага оказалась в окружении, остальные обратились в бегство. Русские гнали их 7 километров по льду до Суболицкого берега, западного берега Чудской узмени (Тёплого озера). Здесь подтаявший лёд не выдержал, и тяжёлые, закованные в латы всадники рухнули в воду. Плыть в таком снаряжении было невозможно, поэтому и рыцари, и их кони один за другим тонули в ледяной воде.
Потери ливонцев в этой битве были намного значительнее русских. Летописец называет цифру в 500 человек, но, скорее всего, он имел в виду только знатных рыцарей, сколько же погибло бойцов из числа вспомогательных войск - никто не знает. Учёные предполагают лишь, что масштаб потерь был в 4-5 раз больше названных в летописи. Пятьдесят военачальников были взяты в плен, но магистру, епископу и командорам, находившимся в самом тылу "свиньи", удалось бежать.
После поражения в этой битве среди ливонцев началась паника. Магистр отправил посольство в Данию, с просьбой о помощи. Он опасался, что Александр пойдёт на Ригу, а потом и на другие захваченные орденом прибалтийские города. Но опасения эти были напрасны. Князь повернул к Пскову и вошёл в город, встретивший его всеобщим ликованием. Продолжение войны не входило в планы Александра. Приближалась весна, и большую часть войска, ополчение, нужно было распустить - их ждали поля. Дружина князя вернулась в Новгород.
В 1243 году между русскими и крестоносцами был заключён мирный договор. Ливонцы отступили от всех завоёванных ими территорий, признавая под властью Новгорода и псковские, и водьские, и другие земли.
Победа военная дополнилась победой дипломатической - и в этом тоже заслуга Александра. Договор 1243 года регулировал русско-немецкие отношения в течение нескольких веков, до середины XVI века, когда Ливонский орден был окончательно разгромлен царём Иваном Грозным.
Победа русских в Ледовом побоище имела не только политическое, но и, если так можно выразиться, идеологическое значение. Не будем забывать, что и Невская битва, и битва на Чудском озере произошли в тот момент, когда Русь была полностью порабощена татарами, на Западе её уже не считали самостоятельным государством. А тут оказалось, что она способна сопротивляться агрессорам, причём таким, которые составляли цвет европейского воинства. Победы Александра давали надежду русским людям - Русь не погибнет, рано или поздно она соберётся с силами и сбросит с себя гнёт татар, вновь станет свободной и процветающей.
Это интересно
Ливонский орден представлял собой полувоенную, полумонашескую организацию. Возглавлял её магистр. На момент вторжения на Русь им был Андреас фон Вельвен. Между прочим, он был лично знаком с Александром, так как посетил Новгород незадолго до Невской битвы. В хрониках сохранилось впечатление, которое произвёл на магистра князь. Вельвен был поражён необычайным для столь юного возраста умом Александра, а также его физической крепостью и внешней красотой. (Кстати, о красоте князя в один голос твердят все летописи, и не только русские.)
В подчинении у магистра находились рыцари, люди только знатного происхождения. При вступлении в орден они давали обет послушания магистру и другим орденским начальникам, обет целомудрия (обещали не вступать в брачные отношения) и обет бедности, который предполагал, что они не будут искать выгоды во время своих походов. Рыцари клялись также, что всю свою жизнь посвятят борьбе с "неверными" и "язычниками".
Из всех этих обетов неукоснительно выполнялся, пожалуй, только обет воинской дисциплины. Все остальные нарушались постоянно или не выполнялись вовсе. Жители завоёванных ливонцами территорий испытывали на себе и грабёж, и насилие.
В Орден входили также священники и кнехты, слуги, которые делились на оруженосцев и ремесленников. Оруженосцы в походах обслуживали рыцарей: везли их оружие, вели запасных лошадей, защищали в бою. На каждого рыцаря приходилось два-четыре оруженосца. Кнехты-ремесленники занимались изготовлением и ремонтом оружия.