Стрелки часов уже на половине одиннадцатого. Кабинет опустел, с улиц доносится лишь звук изредка проезжающих машин. Буквы на мониторе расплываются, страницы в Интернете постоянно зависают. В дверном проеме промелькнуло что-то серое, страшное, с желтыми глазами. Странно, но это не мой начальник. Внезапно в кабинете появляется огромная волчья морда. Волчина разевает рот и до боли знакомым голосом произносит: "Наталья, когда же будет готов материал про оборотней?" В испуге просыпаюсь и начинаю динамично стучать по клавиатуре.
Легенды об оборотнях присутствуют практически во всех культурах. В словаре этот термин имеет следующую трактовку: оборотень, в народных верованиях человек, будто бы обладающий способностью превращаться в зверя (реже в куст, камень и т.п.). В поверьях европейских народов - колдун, принявший образ волка, или обыкновенный человек, обращенный в волка волшебными чарами. Аналогичные поверья известны у народов Индии, где вместо волка фигурирует тигр, в Африке - леопард, гиена, в Южной Америке - ягуар. Благодаря кинематографу и литературе слово "оборотень" приобрело более узкое значение - человек, умеющий превращаться или оборачиваться в волка. Легенды об этих загадочных существах появились в то время, когда волки стали представлять реальную опасность для человека: большое количество волков в одном лесу приводило зверей к тому, что они стали нападать на людей.
Легенды
В славянской мифологии оборотень (волкодлак, волколак, вовкулак) соединил в себе черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии. В отличие от мифологии народов Европы у славян оборотень изначально был положительным персонажем и факт оборотничества воспринимался как нормальное явление. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшее на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся. А славянский героический эпос вообще характеризует главного героя - оборотня как существо божественного происхождения. С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров, хотя рассказы об оборотнях - волках и медведях до сих пор популярны в некоторых районах России.
В Средние века, особенно в Центральной и Восточной Европе, родилось мнение, что оборотнями становятся в результате злых козней ведьм и колдунов, и как следствие суеверий во множестве применялись замысловатые процедуры, способные якобы спасти от колдовства. Особенно в XV-XVII веках оборотней наравне с ведьмами и колдунами по малейшему подозрению хватали, пытали, а затем вешали или сжигали на кострах, только во Франции с 1520 по 1630 год по такому обвинению было казнено свыше 30 тысяч человек.
В греческих легендах тоже можно найти множество упоминаний о волках и о превращении людей в зверей. Например, в одной из легенд говорится, что в Аркадии люди превращали себя в волков в ходе специальной церемонии посвящения. Желающих стать волками отводили на глухие болота. Там они снимали свои одежды и перебирались через топь на особый остров. На этом острове вновь прибывшие принимались такими же волками-людьми и жили среди них как равные.
Легенды об оборотнях были чрезвычайно распространены еще в одном месте - в Баварии, здесь они перемешиваются с легендами о вампирах; например, считается, что и те и другие имеют длинные ногти и зубы. Но есть и отличия. Основное заключается в том, что оборотень имеет очень узкие зрачки и смотрит особенно пристально.
В Ирландии также существует несколько легенд об этой нечисти. Особенно примечательна легенда об оборотне из Мита, пригласившем священника, чтобы тот ухаживал за его больной женой-волчицей. Кстати, в Ирландии было распространено верование, что эта напасть может поражать целые семьи, превращая их в оборотней.
Вера в то, что человек может стать волком, сохраняется и по сей день в таких районах, как Нормандия и Бретань.
Волки-маугли
Одна из наиболее интригующих разновидностей легенд об оборотнях связана с детьми, воспитывавшимися среди волков, подобно диким зверям, и в такой степени перенявшим привычки и повадки животных, что нормальная жизнь среди людей стала для них совершенно невозможной. Вообще же легенды о детях-оборотнях (научное название этому явлению - homo ferus) - это вполне реальные истории, которые очень схожи между собой, лишь иногда приукрашенные.
Наибольшее число детей-волков дала миру Индия, возможно, потому, что ее жители из-за нищеты были вынуждены оставлять маленьких детишек в джунглях. С 1843 по 1933 год из Индии поступило около шестнадцати сообщений о найденных детях-волках обоих полов, были обнаружены также дети-пантеры и дети-леопарды. В 1872 году у местечка под названием Минспури крестьянами был пойман совершенно голый ребенок. На вид ему было около шести лет, и он не произносил человеческих слов, а лишь иногда мог издавать горловое рычание. Подобно зверям, имел острые, как бритва, зубы, которые заострялись от постоянного глодания костей. Конечно, было невозможно определить, как долго он пробыл в джунглях, но его физическая сила и крепкое телосложение говорили о том, что он прекрасно приспособился к дикой жизни. Ходил малыш на четвереньках и яростно сопротивлялся всем попыткам одеть его. Обычно пойманные людьми маугли живут в человеческом мире недолго и воспитать из них полноценных граждан никогда не удается. Но в отличие от многих других детей-волков Дина (так его назвали) прожил среди людей довольно долго - двадцать лет: он научился одеваться, прямо стоять, хотя для него это никогда не было легким делом, и пользоваться посудой.
Болезнь оборотничества
Парапсихологи уверяют, что настоящие оборотни, то есть люди, которые физически превращаются в волка, существуют. Однако ученые-скептики не допускают возможности таких физических превращений и утверждают, что причиной появления легенд об оборотнях является ликантропия. Ликантропия (от греч. Licos - волк, Anthropos - человек) - форма умопомешательства, при которой больные воображали себя превращенными в зверей, преимущественно в волков.
Еще примерно в 125 году до н. э. римский поэт Марцелл Сидст писал о ликантропии, указывая, что пораженного человека охватывает мания, сопровождающаяся ужасным аппетитом и волчьей свирепостью. В Древней Греции ликантропию называли Lupinam Susaniam, буквально "волчье сумасшествие".
Доктор Ли Иллис из Хэмпшира представил работу по этому вопросу в Королевское медицинское общество в 1963 году. Эта работа "О порфирии и этиологии оборотней" - основанный на документах и, видимо, неопровержимый аргумент в пользу того, что вспышки ликантропии, наблюдавшиеся в Европе и других частях мира в разные времена, имеют достоверное медицинское обоснование: "Я полагаю, что так называемые вервольфы (оборотни) прошлого, по крайней мере, в большинстве случаев, страдали от врожденной порфирии. Доказательство этому лежит в соответствии между симптомами этой редкой болезни и описанием оборотней во множестве дошедших до нас свидетельств". Каковы же симптомы и внешние проявления этой довольно странной болезни? Доктор Иллис поясняет, что порфирия вызывается генетическими нарушениями, приводящими к везикулярной эритеме. Или, другими словами, кожа больного становится очень чувствительной к свету, особенно к солнечному, и под его воздействием покрывается воспаленными пятнами. В результате люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. Иллис продолжает: "Эти воспаления превращаются в язвы, которые могут перейти на хрящи и кости. Постепенно, с течением времени, нос, уши, веки и пальцы разрушаются. Другое проявление порфирии - пигментация кожи, зубы могут стать красными или красновато-коричневыми из-за отложившегося порфирина". Некоторые из этих симптомов являются классическими признаками, по которым на протяжении веков распознавали ликантропа. Ночные прогулки жертва порфирии находит более терпимыми, нежели дневные; воспаления на коже лица и рук напоминают ссадины и повреждения, типичные для оборотня, которого покусали дикие животные; возможные психические проявления от легкой истерии до маниакально-депрессивного психоза и исступленного бреда - в Средние века всего этого было достаточно, чтобы приговорить беднягу к смерти как оборотня.
Разновидность порфирии, рассматриваемая доктором Иллисом, встречается крайне редко: "Существует несколько видов порфирии, и почти все они имеют генетическую основу и возникают вследствие нарушения обмена веществ. Тот тип порфирии, который, возможно, отвечает за возникновение мифа о вервольфе, встречается очень редко и называется врожденной порфирией".