Нелестные слова в адрес современного Голливуда давно уже стали банальностью. Да, большинство фильмов, выпущенных там, весьма шаблонны и не отличаются глубиной мысли. Да, все чаще ставки в них делают не на оригинальный сюжет, а на спецэффекты. Да, актерская игра оставляет желать лучшего. А что делать-то?
Оказывается, выход есть. По данным ЮНЕСКО, ежегодно в мире снимается примерно 4500 фильмов, это если учитывать только профессиональные работы. В Голливуде же снимают не больше 600 фильмов в год, то есть примерно 13% от их общего количества. А как же остальные 87%? Понятно, что среди этих фильмов тоже очень много мусора, но, согласитесь, шанс найти что-нибудь интересное весьма велик. Отбором самых интересных неголливудских фильмов со всего мира занимаются кинопрокатчики, специализирующиеся на так называемом "арт-хаусе".
В России арт-хаусный прокат возник всего пять лет назад, причем стараниями всего одного человека. Этого пионера-первопроходца зовут Сэм Клебанов, широкая публика знает его по съемкам в новом клипе Аллы Пугачевой на песню "Приехали". Клебанов - прирожденный авантюрист. В 1990 году, окончив институт, он отправился в нелегальное путешествие по странам Европы: путешествовал автостопом, а на еду зарабатывал, собирая помидоры на местных фермах и продавая октябрятские звездочки. В Голландии у него украли деньги и паспорт, так что пришлось обращаться в советское посольство. Через три недели Клебанова вывезли на родину, но пообещали, что заграницу он не увидит никогда.
Как только Советский Союз развалился и границы открылись, Сэм Клебанов уехал из страны и обосновался в Швеции. Там он работал няней, маляром, программистом, садовником, но потом решил продавать шведские сериалы на российское телевидение. Набив на этом руку, Сэм задумал грандиозный проект - создать в России арт-хаусный кинопрокат, показывая нестандартные фильмы со всего мира. В 1998 году он на одном из кинофестивалей познакомился со знаменитым японским режиссером Такеси Китано и вскоре, заняв денег у друзей, купил права на его фильм "Фейерверк". В России тем временем бушевал экономический кризис, и связываться с безумцем, который всем предлагает какой-то философский фильм из Японии, никто не хотел. Все крупные кинотеатры отказались показывать "Фейерверк", но на видео фильм вышел достаточно успешно. Так возник проект "Кино без границ".
На сегодняшний день Россия стала одной из самых продвинутых в плане кино стран мира. На многие арт-хаусные фильмы права куплены еще до окончания съемок, так, например, уже известно, что в России одними из первых увидят новый фильм Ларса фон Триера с Николь Кидман в главной роли "Догвилль", премьера которого скоро состоится на Каннском кинофестивале.
Но ведь интересный фильм важно не только купить, но и найти место, где его будут показывать. На Западе существует хорошо отлаженная система арт-хаусных кинотеатров, куда постоянно ходят любители кино и где совсем не показывают блокбастеры.
У нас до недавнего времени со специализированными кинотеатрами дело обстояло неважно. На всю страну имелся один арт-хаусный кинотеатр "35 мм", где можно было показывать в лучшем случае четыре новых фильма в месяц. Все остальные фильмы приходилось с большими проблемами показывать в обычных кинотеатрах, причем их владельцы часто или отказывались показывать тот или иной фильм, или демонстрировали его в неудобное время, например, на ночных сеансах.
Чтобы не зависеть от капризов судьбы, кинопрокатчики арт-хауса стремятся открыть свои кинотеатры. В феврале этого года кинокомпания "Кармен" и арт-хаус-линия "Другое кино" открыли в Москве собственный кинотеатр "Фитиль". Еще более амбициозные планы у Сэма Клебанова. Его компания "Кино без границ" планирует открыть в августе первый в России арт-хаусный мультиплекс. Новый трехзальный кинотеатр с необычным названием "ART-и-ШОК" ("Артишок") расположится в центре Москвы под землей, так что это будет самый настоящий "андеграунд".
К сожалению, за пределами Москвы дела с арт-хаусом обстоят похуже. Во-первых, его очень неохотно берутся прокатывать местные кинотеатры, а во-вторых, многие зрители не привыкли смотреть фильмы с субтитрами. Дело в том, что в России иностранные фильмы традиционно дублируются, в то время как в большинстве западных стран в таких случаях используют субтитры. Российские прокатчики арт-хауса также принципиально выступают за субтитры, ведь странно смотреть фильм, который получил "Оскара" за лучший звук, в топорной озвучке отечественных мастеров дубляжа. Еще удивительнее, когда пытаются дублировать музыкальные фильмы, как это сделали недавно с оскароносным "Чикаго". Можно по-разному относиться к вокальным данным Филиппа Киркорова, но, когда он поет вместо Ричарда Гира, это так же странно, как если бы на концерте Лучано Паваротти великий тенор только открывал бы рот, а из-за кулис вместо него пел Николай Басков. Впрочем, есть надежда, что Сэм Клебанов убедит Аллу Пугачеву объяснить мужу, что так поступать нехорошо. А со временем и зрители привыкнут к субтитрам. В любом случае, судя по всему, скоро интересного и необычного кино станет еще больше. А что еще нужно для настоящего счастья?