Он посвятил свою жизнь тому, что многие из нас чистосердечно ненавидят. Он - это Жан Мари БУРСИКО. Объект нашей массовой нелюбви - это реклама. Ее принято смотреть с искривленным от презрения лицом и награждать эпитетами из разряда "заколебавшая до смерти" и "вездесущая", а то и чем похуже. Между тем существуют ролики, способные тронуть зрителя до слез похлеще любых мексиканских сериалов, удивить на манер Копперфилда, шокировать похлеще фон Триера, возбудить сильнее, чем декольте Моники Беллуччи. Полный спектр эмоций за какие-нибудь тридцать секунд. Именно такие "жемчужины" из братства "двигателей торговли" Жан Мари собрал в один спектакль с по-французски поэтическим названием "Синематека".
Свою необычную коллекцию он возит по всему миру - не обошел вниманием и матушку-Россию. 23 мая этого года в Москве прошла 10-я, юбилейная "Ночь пожирателей рекламы". Нажраться захотелось многим, благо было чем: МДМ казался забит до отказа, гремел, не жалея щек и рук, коллектив г-на Бутмана, бармены "HENNESSY" бросали в воздух бутыли с зажигательными жидкостями под сеты модных dj-ев. Из-под струящейся со сцены воды к народу выходили самые важные люди "Ночи", череду которых замыкал великий француз всех времен и народов - Жан Мари Бурсико. Улыбаясь таинственной заморской улыбкой, он тактично предупредил собравшихся, что сегодня им предстоит "сожрать" более четырехсот рекламных роликов (среди которых затесались мясные деликатесы во главе с Н. Бабкиной и мыло, произведенное в африканских республиках в начале ХХ века, - одним словом, раритеты). Последующее действо, завершившееся в ранние предрассветные часы, заставило зрителей поверить в то, что реклама - это ИСКУССТВО, написанное строго большими буквами. Об этом и многом другом лично из уст г-на Бурсико - из Франции с любовью.
- С чего вдруг пришла идея коллекционировать рекламные ролики?
Жан Мари Бурсико: Закончив юридический факультет, я сразу после учебы начал работать в рекламном агентстве. И именно тогда понял, что ни одно агентство не хранит в архиве фильмы, которые они производят. Так как к тому времени у меня уже была своя небольшая коллекция, я решил, что это станет моим ремеслом. Уже 23 года, из них 10 в России, я занимаюсь спектаклем "Ночи пожирателей", благодаря которому зрители в 160 странах мира могут разделить со мной мою страсть к кино, а деньги, которые люди платят в кассу, позволяют жить моей "Синематеке".
- На ваш взгляд, рекламный ролик - это коммерческий продукт, "двигатель торговли" или же все-таки произведение искусства?
Ж. М. Б.: Изначально, конечно же, рекламный фильм делается для того, чтобы продать тот или иной продукт. Между тем реклама использует все существующие виды искусства - фотографию, живопись, кино, музыку. Своим выбором я хочу подчеркнуть то, что за рекламным фильмом временами стоит настоящее кино.
- Вероятно, ежедневно вам приходится отсматривать огромное количество роликов...
Ж. М. Б.: В среднем я отсматриваю 25 000 роликов в год. Конечно, бывают недели, когда я отдыхаю, но случается и так, что приходится пропускать через себя 300-400 роликов за одну неделю.
- Каков, на ваш профессиональный взгляд, уровень российской рекламной индустрии?
Ж. М. Б.: На сегодняшний день мы становимся свидетелями процесса общей глобализации. Существует ряд продуктов, которые распространяются по всему миру, чьи слоганы одинаково переводятся на все языки, - "Nike", "Coca-Cola", "Сhanel". Когда я получаю большинство русских рекламных фильмов, то вижу, что они элементарно адаптированы с иностранного оригинала, т. е. являются русским вариантом чужого рекламного фильма. Так обстоит дело не только с русской продукцией. К счастью, я получаю по-настоящему национальные версии, к примеру варенье "Айша" из Марокко, российская "Микояновская" колбаса - мне очень нравится этот ваш ролик. Именно благодаря таким работам складывается впечатление, что ты путешествуешь. Программа, которую мы возим по миру, одинаковая. Немаловажно, что молодежь из Китая или Индии начинает свистеть и смеяться точно в тех же местах, где это делают их сверстники из Америки и России. Полным ходом идет процесс глобализации, о котором мы вслух не говорим, - это глобализация менталитетов.
- У большинства российских зрителей к рекламе достаточно негативное отношение - она отвлекает от фильмов и программ да и просто раздражает своим количеством. Это только в нашей стране дело обстоит так?
Ж. М. Б.: Во всем мире все одинаково. Для зрителя главная проблема - это фильм, прерванный рекламой. Хотя я думаю, что, если вы смотрите действительно хорошее кино, рекламные блоки разрушить его в принципе не в состоянии. Великие режиссеры, которых прерывают стиральные машинки и гигиенические прокладки, по этому поводу возмущаться и не думают. Плохим кинематографистам ничего не остается, как сказать: "Вам не понравился фильм, потому что его прерывали рекламой". Такому человеку было настолько трудно развить интригу внутри картины, что одно появление рекламного блока эту интригу разрушает. Во всяком случае, когда мы делаем наши рекламные показы, я всегда обещаю, что они ни в коем случае не будут прерваны показом художественного фильма.