Примерное время чтения: 5 минут
294

Основной закон ЕС (29.07.2004)

ЛИДЕРЫ 25 стран ЕС наконец сумели согласовать проект основного закона Евросоюза. Общая конституция рождалась в муках: почти каждое государство считало необходимым внести свои изменения, поэтому на дебаты ушло несколько лет. В итоге новорожденный документ стал удачным и смелым компромиссом между рыбой и мясом.

ПОСЛЕ того как европейского полку прибыло, самое время сплотить его. Из-за новобранцев ЕС стал настолько разнороден, что, если в ближайшее время не привести его к общему знаменателю, в бой с таким полком идти будет нельзя. А сражений единой Европе предстоит много - в экономической, финансовой, социальной сферах, на международной арене...

Чтобы в рядах ЕС не было неразберихи, изначальный проект конституции предлагал наделить европейские органы власти реальными полномочиями. При этом генеральские погоны достанутся Европейскому совету. Именно этот орган будет голосованием решать самые серьезные вопросы в жизни единой Европы. Его реструктурируют, изменят систему голосования, сделав решения большинства обязательными для остальных. Дополнительные полномочия получит Европейский парламент, более четко определится роль Еврокомиссии, и ожидается, что структура власти в ЕС станет проще и эффективней.

Что было - что стало

ПРОЕКТ Конституции разрабатывался Конвенцией по будущему устройству ЕС под руководством бывшего французского президента Валери Жискар д.Эстена (да-да, он еще жив!) и ставил целью объединение стран ЕС в федерацию. Однако страны ЕС посчитали, что этот проект заходил слишком далеко в отношении процессов интеграции и покушался на их суверенность. Поэтому итоговый вариант Конституции после долгих дебатов получился намного умеренней.

Главным органом принятия решений в ЕС становится Европейский совет, в котором заседают представители правительств (в том числе и сами главы государств) каждой из стран ЕС. Решения и законы будут приниматься, если за них проголосуют 55% стран Евросоюза, представляющих 65% его населения (принцип двойного большинства).

При этом они будут обязательными для исполнения всеми членами ЕС, даже если они голосовали против. Этот принцип, когда меньшинство подчиняется большинству, - настоящий прорыв в европейской интеграции. До сих пор ни одно решение не могло быть принято без единогласного "за". А так как почти любой проект ущемлял чьи-нибудь интересы, практически все они оставались на бумаге.

Другое важное изменение - появление постоянной должности президента Европейского совета, который будет избираться на срок в два с половиной года. Сегодня эту функцию выполняет по очереди глава каждого государства ЕС в течение полугода. Сейчас, например, председательствующая страна - Нидерланды, и "командует парадом" в ЕС ее премьер-министр Ян Петер Бакененде.

Также будет создана должность министра иностранных дел ЕС. Занимающий этот пост будет отвечать за общую внешнюю политику единой Европы.

Усилится законодательная роль Европарламента - в сущности, единственного органа власти ЕС, который избирается напрямую самими европейцами. В частности, он станет принимать участие в разработке и голосовании практически по всем европейским законам и нормативным актам. Кроме того, его мнение будет учитываться при назначении президента Европейского совета.

Сокращается число европейских комиссаров. После вступления новой конституции в силу их останется только пятнадцать, и распределяться комиссарские портфели будут по очереди между всеми членами ЕС. Сейчас комиссаров 20, а с первого ноября станет 25, и не всем из них есть чем заняться.

Наконец, конституция должна впервые закрепить юридический статус ЕС и дать разочаровавшимся членам Евросоюза возможность выйти из его состава.

Политические весы

ОСНОВНОЙ интригой переговоров о конституции стала система голосования и принятия решений Европейским советом. Вокруг этого вопроса на саммите развернулась настоящая борьба. Главными камнями преткновения стали пороги, необходимые для принятия решений.

Изначальный вариант конституции предполагал, что для принятия решений будет достаточно, чтобы за них проголосовали больше половины стран, представляющих 60% населения. Против этого выступили сначала Польша и Испания, которые от такой системы голосования теряли в политическом весе. Когда был предложен компромиссный вариант, свои возражения высказала группа малых стран во главе с Австрией, заявивших, что от нового расклада в политических легковесов превращаются уже они. Но Франция с Германией, главные сторонники объединения и первоначальной схемы двойного большинства, наотрез отказались идти на уступки еще раз. Французский президент Жак Ширак заявил, что не допустит нового перекраивания системы голосования и дальнейшей деградации европейской идеи.

Великобританию вопрос распределения процентов не тревожил, потому что никак не отражался на ее способности влиять на принятие решений. Для британского премьера Тони Блэра было важно другое - право вето по всем вопросам внешней, оборонной, финансово-экономической, иммиграционной и социальной политики. Англичане убеждены, что размер налогов, правила приема иммигрантов и выплаты социальных пособий должны решаться только в Лондоне, а ни в коем случае не диктоваться из Брюсселя. Не говоря уже о такой чувствительной сфере, как международные отношения. Блэру удалось настоять на своем, и нужные ему поправки были внесены в проект конституции. "Наша суверенность вне опасности", - гордо объявил премьер-министр британской прессе.

Призванная объединить и централизовать Европу, новая конституция, по сути, ограничится половинчатыми мерами. Принцип принятия решений двойным большинством важен, но, учитывая, что он не распространится на такие ключевые сферы, как экономика, финансы и внутренняя и внешняя политика, его внедрение мало что изменит.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно