Примерное время чтения: 10 минут
171

Не дайте себя обмануть

Продавцы воздуха

"ПОЗДРАВЛЯЕМ! Вы выиграли! У нас замечательная новость для вас!" "Замечательная новость" в письме, которое в прошлом году получили около 500 тысяч граждан Великобритании, сулила бесплатный отдых за скромные административные сборы 29,50 фунта стерлингов. Более 65 тысяч доверчивых перечислили деньги, и только 25 из них действительно получили бесплатную путёвку. Фирма-отправитель "благой вести" увеличила своё благосостояние на 3,45 миллиона фунтов до того, как её деятельность была выявлена и остановлена Департаментом торговли и промышленности (Department of Trade and Industry). И случай этот не единственный. Не так давно британский "бизнесмен", торговавший таймшерами (система клубного отдыха) на Тенерифе, был осуждён на 8 лет тюрьмы, предварительно облапошив своих сограждан на миллионы фунтов стерлингов.

Охота за "белым телом"

"КАПКАНЫ" для легковерных подстерегают на каждом шагу. Очень часто жертв вылавливают на отдыхе. У расслабленных солнцем и морем туристов порог бдительности снижен. Прямо на пляже или на променаде вас зазывают принять участие в бесплатной лотерее, в которой вы 100%-но выигрываете крупный приз. Выигрыш можно забрать в таком-то отеле, куда вас или отводят, или отвозят на такси.

А там вас что ожидает? Пра-авильно, презентация. На которой всеми правдами и неправдами будут уговаривать купить, подписать - в общем, "разводить"...

Организация Timeshare Consumers Association предупреждает, что среди фирм, предлагающих доступ к тысячам курортов по всему миру, огромное количество, мягко говоря, неблагонадёжных. И призывает читать внимательно предлагаемый вам контракт, особенно то, что написано мелким шрифтом. Потому что там зачастую как раз самое интересное. И может случиться так, что потом бить себя кулаком в грудь: "А я не знал!" - бесполезно. Как же вы не знали - вот, вас в этом месте чёрным по белому предупредили о реальном положении вещей, а вот и подпись ваша стоит.

К сведению туриста:

1. СОЛИДНЫЕ фирмы бесплатных лотерей на пляжах, как правило, не устраивают.

2. Если вы до сих пор не озадачивались всерьёз идеей покупки права пользования недвижимостью в этой (или другой) стране и ничего не понимаете в системе таймшер, уходите с этой презентации - чем скорее, тем лучше. Не бойтесь "обидеть" продавцов. Не нарывайтесь на то, что "обидят" вас, причём на немалую сумму.

3. Если вы всё же решили остаться и послушать, что дают, ничего не подписывайте на месте. Ещё лучше, отправляясь за "призом", вовсе не брать с собой денег и кредитных карт.

4. Попросите показать документы, подтверждающие право фирмы заниматься такого рода деятельностью. Обратите внимание, в какой стране зарегистрирована фирма. Это важно. Если вас обманут, по крайней мере, будете знать, в полицию какой страны обращаться, так как все претензии по подписанному вами контракту придётся адресовать не по месту его заключения, а в соответствующие инстанции государства, в котором фирма "прописана".

5. Если вы собрались заключить договор, прежде всего поинтересуйтесь пунктом, в котором указано, сколько дней составляет Cooling-оff period (период, в течение которого вы можете отказаться от покупки без всякого для себя ущерба).

6. Если вы подписали договор, а потом всё же решили его аннулировать, не ждите, пока вернётесь домой. Делайте это сразу.

Вас дурят, если:

• Массовик-затейник, проводящий презентацию, куда более воодушевлён, чем вы сами. Экзальтированные восторги по поводу того, как его собственная семья уже который год отдыхает именно таким образом и именно благодаря этой фирме, - обычный рекламный трюк.

• После каждого выраженного вами сомнения "покупать - не покупать" вам начинают предлагать дополнительные скидки или что-то ещё более заманчивое, чем предлагали в начале презентации.

• Вам не показывают или не дают в руки документацию фирмы.

• На вас оказывают психологическое давление и принуждают принять решение прямо на месте и сразу.

• С вас требуют довольно крупные суммы (в большинстве случаев от 5 до 10 тыс.), у вас таких сумм на счету нет, и вам предлагают банковский кредит, который, если оформить его через эту же фирму, будет крайне выгоден. "Суперльготные" условия кредита при ближайшем рассмотрении подписанного договора могут довести до сердечного приступа.

• Вам предлагают - "всего за три тысячи" - пароль доступа к интернет-сайтам, где вас ждут тысячи райских предложений чуть ли не задаром.

• Вас просят заплатить 10 тысяч здесь и сейчас и обещают, что каждый последующий год вы будете получать 1 тысячу назад да ещё и с бесплатным отдыхом в придачу. Как показывает опыт, это действительно случается в течение максимум первых двух лет, а потом фирма "растворяется" с вашими 8 тысячами.

Пропуск в "рай" за 10 тысяч

НА НАБЕРЕЖНОЙ нас остановили двое молодых людей, зазывая сыграть в бесплатную лотерею. Не успев опомниться, мы уже соскребали краску с ярких картонок. Дочь выиграла футболку, а муж - бутылку вина. Но больше всего повезло мне: бесплатная путёвка - неделя на Кипре в пятизвёздном отеле в любое время.

Попали: презентация

ЗА ПРИЗАМИ мы отправились в сопровождении этих же молодых людей, которые всю дорогу поздравляли с выигрышем и восторгались, как мне баснословно повезло и как редко это случается. В офисе фирмы сообщили, что призы сможем получить через час, а пока, чтобы не скучать, предложили прослушать презентацию. Другая пара молодых восторженных людей привела ещё одну семью, которой, оказывается, точно так же "невероятно повезло", потом ещё одну. В конце концов таких счастливчиков набралось человек 10.

Презентация началась - агитировали купить таймшер на Кипре. Каждого обрабатывали в отдельности. Агент для начала выложил всё про свою собственную жизнь и семью, расспросил подробнейшим образом о наших биографиях. Потом агенты за нашим столом менялись, так как якобы каждый владел определённой информацией, и на каждый вопрос отвечал уже другой человек, что окончательно запутывало. Они жонглировали словами, цифрами, убедительными доказательствами, что если мы купим вот этот таймшер и прямо сейчас, то сделаем наивыгоднейшую инвестицию. Приобретя "неделю на этом курорте", мы получаем доступ к тысячам курортов по всему миру, так как свободно можем меняться с другими членами клуба. А если затем решим продать, вернём свои деньги обратно, а может, ещё и с "наваром".

Да, я согласна

ПОТОМ нас пригласили к компьютеру, посадили за него мою дочку и стали показывать, какие шикарные отели и виллы по всему миру ждут нас. У ребёнка загорелись глаза при виде роскошных комнат с плазменным телевизором во всю стену, моря и белого песка пляжа, начинающегося прямо у порога дома. Сам курорт, право на недельное пребывание на котором нам предстояло купить, по словам агентов, был просто райским уголком под пальмами в пятизвёздном комплексе. Причём каждый раз, когда по нашим лицам пробегала тень сомнения, нас огорошивали дополнительной скидкой и предложения становились всё заманчивее.

Цена на пропуск в рай оказалась нехилой - 10 тысяч фунтов стерлингов на 28 лет с правом передачи по наследству. Агентов совсем не смутило, что такой суммы у нас на счету, собственно, и не ночевало. Они тут же предложили кредит на самых выгодных условиях, под залог нашей квартиры в Шотландии. Всё выходило настолько заманчиво и дёшево, что мы... сдались. Да, покупаем. Мы поставили свои подписи под контрактом.

На следующий день нас отвезли на курорт, неделю на котором мы приобрели. За исключением того, что до моря нужно было ехать минут пятнадцать на машине, всё было так, как и рассказывали. Красиво, чисто и богато.

Прочитали - прослезились

В КОНЦЕ недели мы вернулись в Англию. Внимательно прочитали контракт. Оказалось, что за 10 тысяч фунтов мы купили только членство в клубе таймшер, а чтобы провести неделю на этом нашем курорте, придётся платить дополнительно, как и за то, чтобы поменяться с другими членами клуба и поехать куда-нибудь ещё, уже не говоря о всяких хозяйственных и административных сборах. В общем, выходило, что, если каждый год мы будем отдыхать во Флориде в "Хилтоне", это выйдет дешевле, чем наша неделя на Кипре в 5 километрах от моря. А мы подписались на это дело на целых 28 лет!

В этот же день мы послали фирме официальное письмо о том, что отказываемся от покупки и расторгаем договор в одностороннем порядке. А на следующий обнаружили, что часть денег со счёта уже снята, хотя нас заверяли, что в течение первых двух месяцев нам ничего платить не нужно. Пришлось связываться с MasterCard и объяснять ситуацию. Там нас "успокоили", что мы не первые и, видимо, не последние, кто попался на эту удочку. И что компании, которые обслуживают кредитные карты, готовятся к летнему сезону как к войне. Сотни "счастливчиков", вернувшись с отдыха, звонят в банки, пытаясь остановить переброс денег со своих счетов.

Стянутую со счёта сумму MasterCard возвратила. Наше заявление о расторжении контракта о покупке таймшера было принято. Но - посыпались письма с предложениями купить другую неделю на другом курорте. Их мы получаем до сих пор.

Маргарита СТЮАРТ, Лондон, Великобритания

Комментарий службы защиты потребителей

КАК разъяснила сотрудник отдела по обслуживанию клиентов Кипрской Ассоциации защиты прав потребителей (Cyprus Consumers Association) Эгли Хаджипасхали, деятельность компаний и клубов типа Time-Share на Кипре не преследуется законом. "В соответствии с законом о защите прав потребителей клиент может отстаивать свои права, а те, кто предоставляет недобросовестные услуги, получают заслуженное наказание. Но если человек добровольно поставил свою подпись под контрактом, обычно закон помочь уже не в силах", - говорит Хаджипасхали. По её словам, договор в обязательном порядке должен содержать пункт, по которому любой из участников договора может расторгнуть его в одностороннем порядке.

Кстати

В СООТВЕТСТВИИ с директивой ЕС (Timeshare Directive), для всех стран ЕС действуют положения:

1. В договоре должен быть предусмотрен минимум 10-дневный - со дня подписания контракта - срок, в течение которого можно отказаться от своих намерений.

2. Платежи не должны производиться до окончания этого периода.

3. Договор должен быть составлен на языке той страны ЕС, в которой проживает покупатель.

4. Фирма обязана предоставить полную информацию о приобретаемой недвижимости и правах покупателя.

Куда жаловаться:

Timeshare Consumers Association.

Ведёт учёт неблагонадёжных фирм и производит собственные расследования.

www.timeshare.org.uk

Organisation For Timeshare in Europe (OTE).

Представляет серьёзные фирмы, занимающиеся продажей Timeshare, туристические агентства и индивидуальных агентов. Если вам требуется консультация или возникли проблемы с фирмой, зарегистрированной в OTE, обращайтесь:

Главный офис ОТЕ в Бельгии OTE aisbl Head office

Fax: +32 2533 306,1 info@ote-info.com

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно