Какие права имеет "иностранная мама" во Франции? С кем будет жить ребёнок в случае развода? Правда ли, что суды заведомо предпочитают отдать малыша французскому отцу, нежели матери-россиянке? На эти и другие вопросы отвечает адвокат Александр Женко (Франция).
С мамой или с папой?
- С КЕМ суд чаще оставляет ребёнка при разводе - с мамой или с папой?
- В 70-е годы во Франции, так же как и в России, в случае развода ребёнок оставался с матерью. В 80-е появилась иная тенденция, когда отцы начали отстаивать свои права наравне с правами матери, и они их получили. Действительно, суды иногда стали оставлять ребёнка на постоянное проживание с отцом. Эта система была достаточно популярна и в 90-е годы. Сейчас идёт обратная волна, и наблюдается огромное количество решений, которые всё-таки подтверждают определённый приоритет матери. Учёными уже доказано, что дети малого возраста (до 6 лет) нуждаются в матери больше, чем в отце. На основании этих данных, в частности, были внесены изменения в соответствующие законы в Канаде. Есть реальная надежда, что в ближайшем будущем такие изменения будут приняты и во французском законодательстве. В любом случае в первую очередь судья принимает решение в интересах ребёнка.
- Эти интересы можно трактовать по-разному. Например, что ему лучше жить с папой...
- Это действительно так в тех случаях, когда мама не способна заботиться о своём малыше. Либо принимает наркотики, либо находится в тюрьме, либо ведёт недостойный, аморальный образ жизни. Опять-таки учёными доказано, что роль отца отнюдь не нулевая. Нередко можно видеть ситуацию, когда папа подбрасывает ребёнка в воздух, а мама смотрит на это со страхом - вдруг дитя упадёт. Это очень символичная картина, подчёркивающая различие и важность роли обоих родителей: мать - оберегающая сторона; отец - уверенная и подталкивающая к преодолению жизненных трудностей. Очевидно, что для ребёнка развод - это всегда огромный стресс.
Ведь его психология отличается от взрослой. Если мамы нет хотя бы 2-3 дня, у малыша возникает ощущение абсолютной незащищённости, он думает, что его бросили. Даже если отец рядом. Бывает, что это приводит к так называемому синдрому регрессии, когда ребёнок теряет приобретённые навыки. Перестаёт ходить, проситься в туалет, самостоятельно кушать. Возможны даже провалы в памяти и задержка умственного развития. Об этом крайне важно помнить тем, кто создаёт семью и рожает детей.
- Но если семейная жизнь всё же не сложилась - как быть с ребёнком? Что же его, пополам разделить?
- Реальность такова, что он любит обоих родителей, но предпочитает маму. Так было, так есть и так будет. Это природа. К сожалению, есть примеры, когда судьи этого не понимают, но я бы не назвал их типичными.
Фатальные ошибки
- НЕДАВНО французские и российские СМИ обошла история, в которой "русская жена" якобы вынуждена была похитить свою дочь, отчаявшись после развода с мужем-французом получить право на её воспитание на законных основаниях. Несколько лет назад у всех на слуху была семейная драма актрисы Натальи Захаровой. Можно ли говорить о том, что к маме-иностранке, в частности русской, у судей существует некое предубеждение, своего рода дискриминация?
- Ничего подобного, это полная выдумка. Важно учитывать то, что есть целый ряд ошибок, которые часто совершают жёны-иностранки. И это приводит к обратному результату. Психология русской мамы такова, что ребёнок должен жить с ней, для неё это само собой разумеется. Поскольку в России в абсолютном большинстве случаев дело обстоит именно так. И когда у них начинается процесс развода с французским мужем - они не понимают этих его требований. Нередко реагируют весьма неадекватно, пытаясь принимать все решения относительно ребёнка самостоятельно. Такая позиция неправильна ни с юридической, ни с моральной точки зрения. В случае, если "в родителях согласья нет", судья привлекает мнение эксперта - детского психолога. Должен отметить, что русские мамы часто неспособны пройти это собеседование. Они используют эмоциональные аргументы, которые судьи и эксперты просто не воспринимают. И самая страшная ошибка - когда женщина обвиняет мужа в том, что он якобы избивал её и ребёнка. Если этому нет официальных подтверждений (заявление в полицию и медицинское освидетельствование), такая мама теряет доверие и соответственно шансы на то, что ребёнка оставят с ней. Ещё одна грубая ошибка - уход из дома вместе с ребёнком и последующее проживание у подруги или знакомых. Нет у мамы такого права - исчезать вместе с ребёнком, не оставив адреса или телефона его отцу.
- Какова же правильная линия поведения в подобной ситуации?
- Независимо от возраста ребёнка всегда давать возможность его отцу встречаться с ним, играть, заботиться. Осознавать и всячески подчёркивать, что, несмотря на развод, ему нужен отец и сейчас, и в будущем. Не исключать возможности проживания ребёнка попеременно с обоими родителями, но только после 6 лет и при условии, что мать и отец живут в одном городе и что между ними - мир, а не вражда. Требовать разумные алименты. Быть самой достаточно автономной и по возможности иметь работу, тем самым доказывая, что вы не охотница за деньгами супруга. При соблюдении этих простых правил французское правосудие принимает адекватное решение.
- Что происходит в случае, если ребёнка увозят в Россию?
- Россия не ратифицировала Гаагскую конвенцию о похищении детей. Если русская мама увезла туда ребёнка и не собирается возвращаться, французское правосудие обязывает вернуть его в страну постоянного проживания. Это не значит, что российские коллеги не будут содействовать поиску ребёнка. Это значит, что найти его там будет крайне сложно. Надо также понимать, что такая мама никогда больше не сможет получить визу на въезд в страны Шенгена. Исключением может быть агрессивное поведение супруга, опять-таки с доказательствами, или так называемое "истечение срока давности", когда об исчезновении ребёнка заявляется спустя год и более.
- А что делать русской маме, которая не может себя реализовать во Франции, найти достойную работу по специальности? Если отец против её отъезда с ребёнком в Россию?
- Если будет подтверждение того, что именно в России она может себя реализовать профессионально, а здесь женщина не адаптировалась, знание языка слабое - она может получить согласие судей на то, чтобы уехать с ребёнком, даже если отец ребёнка против. Однако нужно понимать, что, например, между Парижем и Москвой 3,5 часа на самолёте. В случае, если это Новосибирск, конечно, сложнее... Родитель, который теряет частый контакт со своим ребёнком, получает преимущества при предоставлении отпуска. И ещё раз повторюсь, что никакой дискриминации по отношению к иностранной маме, в данном случае русской, просто не существует.
СОГЛАСНО данным Министерства юстиции Франции, за последние 15 лет в стране распалось почти 120 тысяч семей. Из них 70 тысяч - с детьми в возрасте до 18 лет. Для сравнения: в 1914 году разошлись 20 тысяч пар, в 1970-м - в два раза больше.
• В 1994 году 2 миллиона 12 тысяч детей после развода родителей были разлучены с одним из них.
• 84% детей остались жить с мамами, 9% - с папами.