Судья спрашивает малыша лет трех: "У кого ты хочешь жить - у мамы или у папы?" Мальчик твердо отвечает: "У папы!" - и остается с матерью. По закону родители имеют равные права, но традиции сильнее. Бывают ли исключения из правила?
БОЛЬШИНСТВО настроено пессимистически: "Не бывает, чтобы ребенка отцу отдали, если мать нормальная и не пьет". Впрочем, есть обстоятельства, которые могут склонить чашу весов правосудия в ту или иную сторону. Для большего равноправия их решили четко зафиксировать в новом Семейном кодексе: "привязанность ребенка к каждому из родителей, его возраст, нравственные и иные личные качества родителей, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития".
Рассмотрим по пунктам. Если говорить о привязанности, то мнение ребенка "учитывается", с 10 лет - даже письменно. Но им могут и пренебречь под тем сорусом, что мы, взрослые, знаем лучше. Когда же ребенок прямо в зале суда с плачем кидается к отцу, эти упрямые взрослые обязаны выяснить, почему он ведет себя так. И, может, его действительно лучше оставить с папой?
Что касается личных качеств родителей, то судебной практике известны случаи, когда ребенка оставляли отцу на том основании, что он смог доказать аморальность образа жизни своей бывшей жены.
Еще очень серьезная штука - место жительства. Если дети на момент развода живут у отца, а там еще и бабушка есть, которая хлопочет о внуках, то суд может и пренебречь традицией.
Борьба за ребенка при равных условиях родителей превращается в состязательный процесс, а подготовка к судебному заседанию - в сбор компромата друг на друга. В ход идут любые справки: из милиции, от врача.
Свидетели: знакомые, соседи, школьный учитель или детский врач, родственники. Не секрет, что свидетели и справки продаются и покупаются...
В ходе этого состязания бывшие муж и жена, как правило, становятся лютыми врагами. И в чью бы пользу ни закончилось дело, ребенок, по существу, будет "лишен" одного из родителей. Потому что либо папа будет "мерзавец", либо мама "идиотка". Но поскольку в 94% случаев дети остаются с матерью, то "плохих" пап, естественно, больше. И мать начинает использовать ребенка как орудие мести: захочу - разрешу ему видеться с отцом. Не захочу - так век ему его не видать. Решения органов опеки для нее не преграда. Потому как она запросто может доказать, что встречи с отцом отрицательно влияют на психику и здоровье ребенка: он становится возбудимым, плохо спит и т. д., и т. п. Все это к тому же "подтверждается" справками от врача и "свидетельскими показаниями" соседей.
Даже если мать формально не запрещает видеться с отцом, она вместе с тем постоянно внушает ребенку, что отец такой-сякой, что он их "бросил". Состязаться с женщиной в хитрости мужчине в одиночку сложно. Поэтому многие отцы, лишенные женами прав на детей, объединились в правозащитную ассоциацию "Отцы и дети". Ее президент Георгий Тюрни дает несколько советов. Прежде всего постарайтесь удовлетворить материальные претензии своей бывшей супруги: отдайте ей дачу, холодильник, телевизор, вилки и ложки... Кроме того, упаси вас Боже претендовать на алименты с нее. Но лучше всего, считает Г. Тюрин, заключить мирное соглашение, которое должно быть утверждено судом. Это вовсе не значит, что кто-то должен сдать позиции. В нем оговаривается материальная помощь, которую отец оказывает ребенку (помимо алиментов), - оплата детсада, уроков музыки, языка, покупка одежды и т. д., и т. п. С другой стороны, мать "обязуется не препятствовать отцу встречаться с ребенком в любое удобное для него время, в том числе проводить с ним свой отпуск".
Не важно, с кем останется малыш, главное, чтобы он не потерял одного из родителей, а для этого необходимо, чтобы, расставаясь, они не стали врагами: Порой кажется, что это невозможно - накопилось столько взаимных обид, претензий... Но некоторым все же удается - самим или с помощью психолога (например, в консультациях "Семья и брак").
Недавно мой сослуживец пригласил меня на день рождения своей дочери. Стали собираться гости. Он представил мне свою бывшую жену, с которой развелся 10 лет назад, ее мужа, их совместных детей, бывшего мужа своей настоящей жены, его Жену, их совместных детей и т. д. Все они мило улыбались, обнимались, чмокали друг друга в щеки. И вскоре стало совершенно невозможно сориентироваться, кто кому и кем приходится.
Знаю я и такую семью, где ребенок неделю живет у отца, а неделю - у матери. И несмотря на то, что у них новые семьи, их отношениям можно только позавидовать.