Примерное время чтения: 10 минут
212

Шантаж

О правах ребенка пекутся многие государственные организации. Ни один нотариус не подпишет вам сделку о продаже квартиры, если нет разрешения органов опеки. И за границу вас с ребенком не выпустят без согласия второго родителя, даже если он лет 10 в глаза не видел родное чадо. Но пока заботливые папы и мамы бегают по инстанциям, собирают нужные документы или дают взятки (потому что на заграничное море хочется, а папу ребенок и в глаза не видел), кто-то решает свои семейные проблемы более "удобным" способом. Оказывается, можно запросто забрать ребенка из дома и куда-нибудь увезти, никому ничего не сказав, и родителя-шантажиста даже не накажут.

Истории, которые практически подряд произошли в двух подмосковных городах, показали, что, несмотря на все защищающие документы, дети остаются самой уязвимой стороной в любом конфликте.

Марина

НЕСКОЛЬКО лет назад Марину угораздило выйти замуж. Именно угораздило, потому что супруг не то чтобы не обладал элементарной выдержкой, а вовсе не умел держать свои эмоции при себе. Когда женщина это поняла, было поздновато: она ждала ребенка.

Конечно, Марина надеялась на то, что муж после рождения малыша немного переменится, пыталась как можно спокойнее переживать все семейные ссоры. Родился мальчик. И вскоре она поняла, что ждать хорошего не приходится. Супруг не только не стал меньше хамить, но и начал применять физическую силу, считая это единственным способом доказать свою правоту.

В тот день они поругались, как обычно из-за какой-то незначительной мелочи. Но, в отличие от прошлых выяснений отношений, это закончилось далеко за рамками закона. Чересчур "эмоциональный" представитель сильной половины человечества схватил ружье, заряженное дробью, и, дабы попугать зарвавшуюся жену, а заодно и восьмимесячного сына, выстрелил в стену. Марина получила легкие раны, мальчик, к счастью, не пострадал, а "стрелец" отправился туда, где конвой и колючая проволока.

Правда, на приговор судьи неудавшийся муж и отец среагировал весьма остро. Он сказал: "Я увезу сына за границу, а тебя грохну". Судья отмерил ему шесть лет.

Похищение

НА ПРОТЯЖЕНИИ отсидки он не писал, не звонил, и ничто не говорило о том, что он вообще может появиться в их жизни. А у Марины тем временем все было вполне неплохо. Спустя год после ареста супруга она вышла замуж за хорошего парня и переехала жить к мужу - за 200 километров от Москвы. Он принял мальчика как родного, и наконец Марина и ее сын обрели настоящую семью. Маленький Сережа посещал гимназию и уже ничем не напоминал вечно плачущего малыша. Временами Марина беспокоилась, не проявится ли как-то наследственность, доставшаяся сыну от отца - такой уж он рос непоседливый, подвижный и избалованный.

В тот день он бегал на детской площадке, Марина периодически выглядывала в окно, дабы удостовериться, что сорванец не убежал близко к шоссе. И вот она выглянула в очередной раз и не увидела Сергея. Поиски с привлечением соседей ничего не дали.

Когда одна из бабуль, отдыхавших на скамеечке соседнего дома, припомнила, что видела мальчика, идущего рядом с незнакомым мужчиной, Марине стало плохо. Подозрение родилось сразу - слишком похожую на бывшего мужа "ориентировку" выдали соседские бабушки.

Она начала обзванивать всех, с кем мог контактировать родной отец Сережи. Но ни экс-свекровь, ни бывшие знакомые не могли сказать, где мог находиться подозреваемый в похищении. Заявление в милицию тоже не давало нужного эффекта. Бывший Маринин муж не был лишен родительских прав, а решение суда на ограничение его общения с сыном истекло. В конце концов, вняв просьбам несчастной матери, его начали искать, но безуспешно.

Шло время. Неделя. Месяц. Два. Семья пребывала в шоковом состоянии. Марина толком не ела, не работала, не жила. Страдали и ее муж, и его мать. Предположения о судьбе Сережи становились с течением времени все мрачнее. И вот однажды возле их дома притормозила машина, из которой вышел живой и невредимый Сережа.

Сережа

МАЛЬЧИК гулял, когда к нему подошел незнакомый мужчина. Взгляд у незнакомца был само доброжелательство, на лице - широченная улыбка.

- Здравствуй, Сергей, я - твой папа.

- У меня другой папа, - пытался возразить малыш.

- Нет, тот папа ненастоящий. Это мама твоя придумала, что он твой папа. А на самом деле - я. Просто я работал очень далеко и не мог к тебе приехать. Зато теперь я здесь и даже привез тебе железную дорогу.

Подарок и в самом деле был стоящим (ни Марина, ни ее муж не имели возможности покупать такие игрушки). Мальчик вцепился в коробку. Потом ему сказали, что дома у настоящего папы таких дорог и машинок - пруд пруди. Сережа сел в машину.

"Дома" в Москве он слышал, как папа разговаривал с приятелем о том, для чего таким способом забрал ребенка . Зная, как мать любит сына, он понимал, что сейчас она сходит с ума: "Маринка сказала, что еще посмотрим, кто не сможет и близко к Сережке подойти. Вот теперь пусть и получает!"

Поначалу он кинулся наверстывать упущенное время общения с сыном - в Москве не осталось ни одной детской театральной постановки, которую бы не видел Сережа. Игрушки покупались коробками, сладости - упаковками. Но мальчишка - не сахар, и отец, который вообще не привык общаться с детьми, очень быстро начал от него уставать.

Однажды папа изъявил желание поучить ребенка упражнениям на турнике, но тот уперся не на шутку. Излишне эмоциональный родитель вышел из себя, потащил Сережу на площадку почти волоком. Мальчишка визжал и упирался так сильно, что это могло привлечь внимание соседей. Мужчина притащил сына обратно в квартиру и отлупил его ремнем. Отношения явно не складывались, мальчик доставлял неудобства и неприятности. На следующий день отец отвез "ненормального ребенка" назад к матери.

Комментарий психолога

- УВЫ, примеров такого рода родительских "разборок" - тьма-тьмущая, - говорит психолог Л. Дубровская. - Женщины угрожают мужьям: уйдешь из семьи - ребенка не увидишь. Состоятельные папы пугают опробованным способом своих молоденьких жен: только попробуй перечить, саму вышвырну, ребенка не увидишь!

Сейчас ко мне на прием ходят пожилая женщина и ее сын. Для обоих затяжной депрессией обернулось то, что бывшая супруга мужчины увезла без их ведома за границу ребенка. Отец переживает потерю сына, бабушка - единственного любимого внука. Помочь им очень сложно. Однако травму получают не только втянутые в грязную игру шантажа (а это именно так называется!) взрослые, но и ребенок.

Что он получил и усвоил на этом примере? Стресс. Когда ребенка увозит чужой "дядя", туда, где нет знакомых лиц мамы, бабушки и так далее, это в любом случае потрясение.

Рукоприкладство от чужого (даже если это подзатыльник, что называется, любя!) - это вовсе не шлепок от мамы. Это стресс, который может проявиться впоследствии.

Психическая травма, кстати, может иметь последствия вплоть до психического расстройства. В данном случае отец решал свои личные проблемы (боязнь одиночества, жажда мести бывшей жене), опираясь на беспомощное существо - ребенка.

Безусловно, это не конструктивное решение ситуации. Это от беспомощности. Увы, родители часто грешат тем, что решают свои проблемы за счет детей. Мальчик получил урок грязных взрослых игр. Возможно, он запомнил модель поведения "на войне все средства хороши" и может воспользоваться ей в будущем.

Гораздо опаснее украсть килограмм золота, чем ребенка

"10 апреля 2001 года из школы N 9 г. Коломны (Московская область) пропал Куликов Арсений Владимирович 1994 г. р., которого увез в неизвестном направлении его отец. Приметы мальчика: на вид 7 лет, нормального телосложения, волосы темно-русые, глаза светлые, серо-карие. Был одет в большую сине-желтую куртку, синие потертые джинсы и коричневые сапоги.

Просьба всем, кто что-либо знает о местонахождении ребенка, позвонить по тел.: (26) 12-45-85, (26) 15-07-17, (26) 12-11-11 для аб. 1733. Вознаграждение гарантируется".

В ТОМ, что шантаж ребенком становится делом почти обыденным, мне пришлось убедиться самой. Моя коллега из коломенской газеты потеряла сына. Недавно из тюрьмы вернулся ее бывший муж и забрал сына без ее ведома. Увел прямо от дверей школы, и о них обоих полтора месяца ничего не известно.

Сейчас отца разыскивает милиция. Юридически он не попадает под статью о похищении, потому что не был лишен родительских прав. Вообще он не попадает ни под какую из статей УК. И это при том, что обвинялся он по двум: покушение на убийство (сняли за недоказанностью) и хулиганство с применением огнестрельного оружия. По последней отсидел.

В коломенской городской прокуратуре дали такой комментарий: "По закону он мог забрать мальчика, потому что он - его родной отец. Состава преступления в этом случае нет. Ребенка мы будем искать всеми доступными средствами, но уголовное дело не заведем. Разве что вскроются моменты реальной опасности, которую представляет для ребенка его родной отец..."

Получается, что по закону украсть килограмм золота гораздо опаснее, чем украсть собственного ребенка, вырвать его из семьи, нанести серьезную психическую травму ему и его матери.

Оказывается, дети в нашей стране не защищены самой защищающей граждан "инстанцией" - законом. Если четко следовать букве Уголовного кодекса, состав преступления в подобных происшествиях обнаружить действительно весьма сложно, а порой и невозможно. Получается, можно увезти родного ребенка куда вздумается и таким способом причинять боль бывшим близким людям. Родитель-"шантажист" может запросто избежать наказания в том случае, если он не причинил явного, с точки зрения опять же закона, вреда ребенку.

Хорошо, если отец Сени решил таким образом свести счеты с бывшей женой и просто, что называется, мотает ей нервы. Хорошо, если он на самом деле испытывал острую тоску по сыну и просто выбрал не самый удачный для установления родственных отношений способ. Хорошо, если история моей коллеги закончится так же благополучно, как и Маринина.

Но кто может поручиться сейчас за то, что Сеня не находится в опасности? Кто знает, в каких условиях он содержится, как с ним обращаются? Кстати, мальчик состоит на учете у невропатолога и нуждается в лечении. Обеспечили ли его медицинским присмотром и в какой психологической обстановке он сейчас находится? Кроме того, ребенок должен готовиться к поступлению в школу, происходит ли это? Вряд ли увезший его отец сделал это ради ребенка, скорее всего, он решил какую-то свою проблему и не более того.

Человек, однажды взявший в руки огнестрельное оружие и преступивший черту закона, может повторить нечто подобное еще раз. Конечно, впоследствии его найдут и накажут по закону, но кому потом от этого легче?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно