Катя и Илья дружили с детства. Жили в соседних домах и из одной группы детского сада попали в один и тот же класс в школе. Катя, по натуре бунтарка и заводила, могла часами слушать умные разглагольствования отличника Илюши, который уравновешивал ее своим спокойствием и рассудительностью и заодно писал за нее контрольные по математике и физике. Весь класс, включая молоденькую учительницу, с полной уверенностью думал о них как о влюбленной парочке, ожидая, что сразу после выпускного бала они побегут в загс. Между тем ребята просто дружили. В их отношениях не было и намека на какую-либо романтику и уж тем более страсть.
Дружба на расстоянии
По мнению окружающих, лучшего жениха для Катерины, не отличающейся особой красотой или умом, было не найти. В их маленьком провинциальном городишке молодые ребята только и делали, что пили да дрались по выходным на дискотеке, Илюша казался всем образцовым парнем. Неудивительно, что, окончив школу с золотой медалью, он поступил в солидный институт, в то время как Катя пошла работать вместе со своей матерью на швейную фабрику. Илье дали комнату в общежитии, и он уехал в Москву учиться. Катя скучала по своему закадычному другу, ей не хватало их душевных разговоров, положение спасали только письма, которые они писали друг другу достаточно часто. Со слов Ильи Катя знала, что дела у него идут хорошо, учеба дается легко да и ребята в его группе в большинстве своем неплохие люди. Чтобы хоть как-то приободрить подругу, Илюша пообещал ей приехать на зимних каникулах.
Обещание он свое сдержал, но приехал не один. С ним прибыли его московские приятели - Андрей с Геной, которые, смеха ради, решили составить ему компанию в путешествии на малую родину. Сказав пару слов матери, Илья сразу побежал к Кате.
Поговорить с глазу на глаз им так и не удалось - ребята увязались за ним, испортив сентиментальный момент встречи старых друзей своим нетрезвым смехом и хамскими остротами. Кате они очень не понравились, и ей показалось странным, что ее Илюша общается с такими кретинами. Хотя он и сам здорово изменился - стал по-другому разговаривать и вести себя, возмужал, окреп и как-то немного загрубел. Несмотря на это, когда вечером Андрей с Геной потащили Илью в местный бар, Катя пошла с ними, потому как не хотела пасовать перед заносчивыми столичными гостями. Пили все четверо много, ребята громко смеялись и по очереди приглашали Катю на медленный танец. Захмелевшая с непривычки Катерина расслабилась и принимала мужские комплименты и нескромные взгляды как должное.
Грязное дело
По дороге домой ситуация несколько поменялась: Илье стало плохо из-за того, что он слишком много выпил, и, пока его выворачивало наружу где-то в кустах, Андрей с Геной в четыре руки тискали Катю, стараясь как можно выше задрать ее и без того мятую юбку. Девушка практически ничего не соображала, но ощущала настырные мужские руки на своем теле и, как могла, старалась отстраниться. Ребят было двое, и физически они были гораздо сильнее, поэтому, когда они буквально волоком затащили ее в какой-то сарай и стали сдирать одежду, Кате оставалось только кричать, призывая на помощь Илью, которого почему-то поблизости не оказалось. Понимая, что девчонка тихо им не дастся, Гена с силой ударил ее по лицу и, приказав Андрею держать ее за руки, на случай, если та очнется, стянув с нее колготки и трусы, принялся насиловать. После него настал черед Андрея, в то время как подошедший Илья, еле стоявший на ногах, смотрел на все это зрелище безумными глазами, схватившись руками за голову и бормоча себе что-то под нос. Когда дело было сделано, ребята предложили ему продолжить, но, поняв, что он вообще ничего не соображает, Андрей с Геной решили удалиться. Когда Катя пришла в себя, она увидела спящего на полу Илью, свои разорванные в клочья колготки и сгустки чьей-то спермы на голых ногах.
Женись - или сядешь
Понять, что именно произошло той ночью, толком не смог никто: ребята, упившись до потери сознания, проспали ночь в подъезде, а на следующее утро первым рейсовым автобусом отправились в Москву; Илья следующие несколько дней старался не попадаться Кате на глаза и целыми днями сидел с матерью дома. Что делала Катерина, он не знал, но, когда через две недели она пришла к нему и сказала, что беременна, Илья буквально потерял дар речи. Пока он собирался с мыслями и обдумывал, что сказать Кате, девушка достаточно спокойным и уверенным голосом сказала ему, что, если он на ней не женится, она пойдет в милицию и заявит, что в ту ночь он ее изнасиловал. "Но это же был не я..." - попытался возразить Илья, но Катя резко прервала его: "Какая теперь разница. Меня избили и трахнули, а теперь я жду ребенка. Женись - или сядешь". Илья смотрел на злое отчужденное лицо своей бывшей подруги и понимал, что выбора у него нет.
Свадьбу сыграли тихо, по-семейному.
Илья забрал документы из института и окончательно вернулся в свой родной провинциальный городишко, чтобы устроиться водителем автобуса и содержать свою престарелую мать и молодую супругу. Так как у Катерины квартира была небольшая да к тому же подрастала младшая сестра, было решено жить вместе с Илюшиной мамой, женщиной тихой и покладистой. В дела молодых она не вмешивалась, только не переставала удивляться, почему ее сын так спонтанно сбежал из Москвы, чтобы жениться на Катерине, а теперь спит с любимой женой на разных кроватях. "Их дела - разберутся сами", - думала мама, но с каждым днем сомневалась в этом все больше и больше. Частенько по ночам она слышала, как супруги в своей комнате ругаются и о чем-то спорят, а потом Катя долго и с надрывом плачет, в то время как ее сын сидит на кухне и курит сигарету за сигаретой. Илья практически перестал улыбаться, а все больше хмурился и старался реже бывать дома, работая день и ночь, зато округлившаяся животом Катерина ушла с фабрики и целыми днями сидела, запершись, в комнате и слушала радио. На семейную идиллию все это походило мало.
Расплата за чужое преступление
С той самой злосчастной ночи Илья словно утратил связь с реальностью: он двигался и говорил что-то, не разбирая произнесенных слов; он ушел из института, сыграл свадьбу и перевез Катю к себе, не понимая, зачем все это делает. Он смотрел в некогда любимое и нежное лицо Кати и не мог понять, что общего у этой грубой располневшей женщины с его милой подружкой. Только когда Катерина вечерами начинала пилить его, говоря о том, что ее жизнь загублена и теперь ей всю жизнь маяться с непонятно чьим выродком, внутри него закипала ярость. Он душил ее в себе, не позволяя выплеснуться наружу потоком бранных слов, но понимал, что так продолжаться долго не может.
В тот вечер он вернулся домой и почувствовал, что от Кати сильно пахнет алкоголем. На столе стояла недопитая бутылка водки, и, когда он спросил ее, как она смела напиться, находясь на 6-м месяце беременности, Катя истошно закричала: "А тебе-то какая разница?! Раз это не твой ребенок, то чего ты так волнуешься? Сдохну я, сдохнет он - тебе ведь только легче станет! И мне будет легче, жизнь все равно загублена..." Матери дома не было, поэтому Илья, не найдя больше поводов сдерживаться, схватил Катю что есть силы за плечи и начал трясти. "Как ты смеешь говорить, что твоя жизнь загублена?! Тогда что говорить о моей? Ты заставила меня бросить институт, отказаться от надежды хоть чего-то добиться в жизни и вернула в эту грязную дыру только для того, чтобы изводить меня... Почему я должен расплачиваться за преступление, которого не совершал?! Ты сама на них вешалась, вот они тебя и трахнули, как ты того и хотела. А я тебя даже пальцем не трогал..." Его колотило от бешенства и ненависти, поэтому он, продолжая орать на Катю, не заметил, как вернулась мать. Она с порога услышала громкие голоса Кати и Ильи и, затаившись в коридоре, стала слушать. Когда поняла, что за тайну от нее скрывали все это время, ей показалось, что она сейчас упадет в обморок от ужаса и гнева. Оказывается, ее родной сын бросил все только из-за того, чтобы прикрыть чужой срам, и что эта девка с чужим ребенком под сердцем теперь для него как могильный камень.
Спасти сына
Мать не чувствовала под собой ног и еле переводила дыхание, но была переполнена решимости прекратить весь этот кошмар: она спряталась в ванной до тех пор, пока Илья, хлопнув дверью, не выбежал в слезах на улицу и в комнате все не затихло. Заглянув спустя какое-то время внутрь, она увидела распростертое на кровати тело пьяной Кати. Глядя на ее отекшие ноги, тяжелый живот, лицо с размазанной косметикой, она поняла, что ненавидит эту девушку. Тогда мать, не помня себя от ярости, взяла кухонный нож и ударила им Катю в грудь. Лезвие опускалось и поднималось снова и снова, а женщина, не видя ничего, кроме окровавленного вспоротого тела и закатившихся глаз невестки, повторяла про себя: "Мне уже нечего терять, я свое пожила. Но я спасу своего сына от этой брюхатой стервы!"
Мертвое тело супруги и сидящую рядом с ним мать обнаружил через несколько часов Илья. Он же вызвал "скорую" и милицию. Мать сразу созналась, что это она убила девушку, и участковый, надев на нее наручники, повел старую женщину в патрульную машину. На прощание она взглянула сыну в глаза с такой невыносимой нежностью и тоской, что Илья зарыдал, а мать, обняв его в последний раз, сказала: "Я счастлива, что спасла тебя, сынок. Теперь ты можешь жить спокойно".
Матери Ильи дали 12 лет строгого режима. Сын, узнав о приговоре, остался в родном городе, чтобы иметь возможность навещать ее.