Виктор МИХАЙЛОВ: Человек, которому при работе мешает эрекция
Согласитесь, что обнаженное тело - одна из самых популярных тем в искусстве, особенно, с античных времен, в скульптуре. Сегодня, впрочем, вдохновенных ваятелей наготы уже не так много, но все они есть. Один из них воплощает нагую красоту в скульптуру уже на протяжении десяти лет. Работы скульптора Виктора МИХАЙЛОВА украшают дома ценителей прекрасного в Канаде, Австралии, США, Франции, Германии и, конечно, в России.
- Я начал делать скульптуры в стиле "ню" примерно с 1987 года, - рассказывает Михайлов. - В то же время "социальный заказ" как таковой уже никого не интересовал. Стало скучно делать рабочих, строительниц, те скульптуры, в которых женщина выступает как рабочая сила, а красота ее тела скрыта. Женское тело восхищало, волновало. Было чувство, что надо делать нечто другое, что было бы всем интересно. С началом перестройки появились и новые заказчики, в основном иностранные туристы, у которых к нашему искусству был колоссальный интерес. То, что они покупали, обходилось им почти даром, тогда как для нас это были огромные деньги. Конечно, стиль "ню" существовал и до перестройки, но он меньше рекламировался, да и не было слишком откровенных работ. Но и в то время были коллекционеры, которых интересовало официально не принятое искусство. Было здорово, что мы смогли наконец делать то, что нас волнует, да еще и получали за это деньги.
- Каждая ли женщина может быть натурщицей?
- Практически каждая. Другое дело, что для скульптора она может быть невыразительна. Каждый человек, конечно, индивидуален, и всякая дама уникальна по своей пластике, по своему характеру. Но нельзя определить, есть ли в женщине "тема", пока она стоит перед тобой в одежде. Люди без одежды становятся сами собой, они как бы обнажают свой характер. И раскрасавица топ-модель может быть совершенно неинтересна, непластична для скульптора по сравнению с обычной женщиной, потому что топ-модель знает, как показать себя с лучшей стороны, и будет стоять только так и не иначе, но именно поэтому может быть невыразительна, в ней будет отсутствовать женское начало.
Помню такую историю. Лет 10 назад мне нужна была натурщица, и друзья прислали ко мне одну даму. Когда она вошла в мастерскую, я подумал: "Да-а! Прислали!" Это было чучело в болоньевой куртке, спортивных штанах и сапогах. Боже мой, что тут рисовать-то? Как же можно быть такой уродиной? Но я все же сказал: "Давайте работать", и, когда она разделась, я увидел поразительно красивое тело. Скинув одежду, она стала интереснее, пластичней, но, одевшись, стала опять скованной, страшноватой женщиной.
- Что такое вульгарность в подобных скульптурах?
- Есть такое понятие - кич. Например, изображена дама в позе, которую можно увидеть в порножурналах. А в настоящем искусстве важно сделать так, чтобы обнаженное тело было сексуально, но не вульгарно. Должно быть что-то еще, кроме обнаженности, внутреннее богатство пластических переживаний, живые, выразительные формы. Нельзя просто копировать женское тело, надо выделять то, что тебя волнует, делать акцент на эмоциях, линиях тела - ведь нет ничего более совершенного по форме! Важен именно образ, эстетика тела, а не само тело.
- Наверное, трудно сдержаться, когда видишь перед собой красивую обнаженную женщину...
- Всех волнует вопрос, есть ли у скульпторов интимные отношения с натурщицами, а когда отвечаешь, что нет, люди удивляются: "Как? Да ведь она же раздетая!" А у меня нет реакции! Либо у тебя эрекция, либо ты рисуешь - одно из двух. Если у тебя эрекция, естественно, ничего вразумительного ты сделать не сможешь, если ты начинаешь думать об интимных отношениях, то перестаешь видеть гармонию тела и начинаешь чувствовать похоть - и не больше. А вот если ты влюблен и в восторге от близости к любимому человеку, то, наоборот, вполне возможен творческий взлет.
Моя жена, когда видит в мастерской рисунки, скульптуры, сделанные с новых натурщиц, начинает ревновать, у нее пропадает любовный настрой ко мне, потому что я не ее воспеваю, не ей восхищаюсь. Но именно это - один из стимулов наших отношений. И если бы я захотел интимных отношений с натурщицей, я бы не стал ее изображать, потому что она бы тут же превратилась для меня в рабочий материал. Свою жену я специально не рисую и не ваяю, чтобы сохранить остроту чувств.
Художник не должен реагировать на женскую обнаженность как мужчина, тут эта работа сродни работе гинеколога. В институте художники, скульпторы видят обнаженное тело каждый день, начиная с молодых девушек и заканчивая старухами, и поэтому ко всему быстро привыкают...
- Как, и старухи туда же?!
- В институтах всегда много пенсионерок, ведь раньше был целый цех натурщиц, и дамы под шестьдесят, имеющие смелость и характер, запросто могут позировать.
- Как, на ваш взгляд, стоит себя вести женщине, чтобы "завести" мужчину?
- Она должна немножечко смущать, и все ее тело должно выдавать это волнение. Можно же обнять женщину и не испытать ничего. А можно стоять на расстоянии метра и испытывать волнение, потому что попадаешь в какое-то сексуальное богатое поле, в своеобразную ауру. Когда все это присутствует в женщине-натурщице и вообще в женщине, даже если ты ее видишь в первый раз, тебя она может очень даже взволновать.
- А не возбуждает ли натурщиц процесс работы со скульптором?
- Бывает, конечно, что и возбуждает. У меня был случай, когда в конце сеанса я сказал позировавшей мне девушке: "Одевайся, пойдем чайку попьем!" А она удивилась: "Как это - одевайся? Это я что же, два часа здесь перед вами изгалялась, чтобы это ничем не кончилось?" Я опешил: "Ну я же скульптор, я не по этой части!" В общем-то, обидел я барышню, она мне больше не позировала. Я думаю, что женщина даже согласится скорее на интимные отношения, чем позировать, но когда начинаешь женщину убеждать: да ты что, я ведь увековечу тебя в мраморе! - действует безотказно.
- А что скульпторам кажется в женщине наиболее привлекательным?
- Особенно привлекают попки. Как говорил наш профессор по скульптуре: "От этого начинается все". Тазовая часть - это основа любой скульптуры, а от нее уже все растет вверх и вниз.
- А к мужскому телу в искусстве сейчас такой же интерес?
- Нет, мужское тело, к сожалению, сейчас изображается гораздо реже. В греческих скульптурах, например, мужчины чаще всего изображались обнаженными, а женщины - одетыми. Теперь же все изменилось с точностью до наоборот. Кто знает, может, это связано с грядущим падением патриархата! И я не понимаю, почему на различных выставках я вижу скульптуры по большей части "качков".
- Да ведь мужичок-то с "пивным" брюшком мало кого привлечет!
- Как знать! Это может быть очень даже сексуально. В античных скульптурах, например, бог вина Вакх толстенький, теплый, мягкий и домашний, а не какой-то каменный Шварценеггер.
- Бывали ли заказы на необычные скульптуры?
- Как-то раз мне заказывали сделать из большой мамонтовой кости фаллос, изрезанный рельефом, изображающим эротические сцены. Одна дама хотела, чтобы я запечатлел в скульптуре то, как она занимается любовью со своим мужчиной. Однако когда он узнал, что в этом случае мне нужно будет присутствовать при всем процессе, то, конечно, отказался.
Один австриец просил меня сделать этакую женщину-колонну, настоящий монумент. Ему нравился образ женщины-скалы с массивными бедрами и огромной грудью. Причем эта женщина-колонна обезличена, у нее нет головы и даже рук - только корпус.
Помню уникальный случай: супружеская пара купила мою скульптуру "Влюбленные" и поставила ее в спальне. Прошло какое-то время, и они приехали ко мне выразить благодарность, потому что, как только они поставили эту скульптуру, у них улучшились сексуальные отношения, как будто настал второй медовый месяц. Вот она, волшебная сила искусства!