В детстве родители кормили меня сказками про аиста, и, когда я узнала в школе, как получаются дети, была так шокирована, что решила: своим детям врать не буду и расскажу все, как есть. Но мой муж категорически против и от вопросов нашего трехлетнего сына уклоняется, посмеивается и говорит, что тот все узнает, когда станет взрослым. Мне кажется, это неправильно, но, как переубедить мужа, не знаю.
Светлана, Воронеж
Отвечает президент сексологической ассоциации "Культура и здоровье", кандидат медицинских наук Сергей АГАРКОВ:
-РЕБЕНОК с пеленок до подросткового возраста сексуально развивается и сначала осознает, что девочки отличаются от мальчиков, а потом выясняет, к какому полу принадлежит он сам. Если ребенок спрашивает, откуда он взялся, значит, он нормальный, и шарахаться от его вопросов ни в коем случае не надо. К четырем годам он должен знать, что мужчины и женщины по-разному устроены и чем они занимаются по жизни. В голове ребенка должен сложиться стереотип семейной пары, в которой мама и папа играют определенные роли. И свою жизнь ребенок станет в будущем строить на том, что он узнал к четырем годам. Ряд западных исследователей считает, что, если к четырем годам ребенок не задает "коварных" вопросов, значит, он уже все знает со стороны.
Ребенку важен общий принцип, а не детали. Разумеется, его не надо обманывать: рассказывать про аиста, капусту, рынок или магазин. Чем больше информация соответствует истине, тем легче ребенку жить и общаться со сверстниками. Он будет защищен от дурного влияния, в том числе развратителей и педофилов, от влияния улицы. Диалог с ребенком должен строиться примерно так:
- Откуда я взялся?
- Ты родился в роддоме.
- Откуда родился?
- Из маминого живота. Когда родители спят вместе, отдельные клеточки от отца переходят к матери, и после этого развивается ребенок. Когда он становится размером с кошечку (собачку), он выходит наружу.
Ребенка не интересует, откуда конкретно он вышел. Но если он все-таки спрашивает, надо сказать, что образуется отверстие, через которое дети выходят и которое потом уменьшается. Это упрощенная, но неискаженная картина мира. Если в детском саду ребенка познакомили с подробностями того, как "это" делается, конечно, придется рассказать и все остальное. Ведь очень часто ребенок знает ответ на вопрос и спрашивает родителей, чтобы проверить. Если он придет в замешательство, значит, ваши ответы не совпадают с тем, что ему рассказали. В этом случае важно с ним поговорить и узнать, что для него осталось нерешенным и непонятным.
Сама по себе информация никого не может испортить. А вот если к десяти годам ребенок не имеет представления о том, как люди занимаются любовью, он становится белой вороной, потому что сейчас дети знают это уже в начальной школе.