Примерное время чтения: 11 минут
197

Семейный "экстрим"

В этой семье все необычно, начиная с детских имен: 5-летнего мальчика зовут Рама, его брата, который на год старше, Кришна. Младший учится во втором классе, старший - в четвертом. Единственная комната московской квартиры, в которой дети живут с папой и его помощницами, увешана картинами. Папа - Арий - художник. А прямо посредине комнаты сооружено подобие спортивных снарядов: канат, веревочные качели и мини-батут.

"Они не вундеркинды"

ТАК говорила в прошлом году Рада, помощница Ария, приглашая нашу газету на собеседование, которое проходили дети при приеме в школу. Тогда 4-летнего Раму взяли в первый класс, 5-летнего Кришну - во второй. "Невундеркинды" проявляли для своего возраста чудеса "учености": читали, делали синтаксический разбор предложения, решали математические примеры.

"На самом деле они довольно посредственные ученики", - вслед за Радой повторил в этом году и Арий. При том, что младший сейчас учится во втором классе, а старший - в четвертом! Да еще оба мальчика ходят в музыкальную школу: соответственно в первый и второй класс! Впрочем, психолог еще на прошлогоднем собеседовании заметила, что дети очень хорошо "натасканы" по разным предметам и поинтересовалась, кто с ними занимался.

Сам же Арий уверяет, что таких результатов может достичь любой ребенок, если с ним заниматься - так же активно и систематически. А его сыновья, по словам папы, пока никаких невероятных талантов не проявили. Самое смешное и печальное одновременно: это действительно так. Несмотря на то, что пятилетний ребенок решает примеры с четырехзначными числами.

Я пришла в гости в эту семью со своим четырехлетним сыном и внутренне была готова увидеть непреодолимую пропасть в развитии детей, почти, к слову, ровесников. Но и Кришна и Рама, которые читают Бунина и Льва Толстого, и мой Филипп, которому пока я читаю Карлсона и Винни-Пуха, очень быстро нашли общий язык - на батуте, пропрыгав на нем практически все время, пока мы были в гостях. Казалось бы, у ребенка с развитым интеллектом и интересы должны быть другие - почитать книжку, пособирать конструктор. То есть потребность занять мозги, а не ноги. Возможно, что ребята просто устали от учебы и в нашем присутствии выпускали пар. Но в таком случае это скорее всего говорит о том, что они еще не доросли до столь интенсивной учебы.

У Ария собственная система обучения. По его мнению, с 4 до 10 лет у детей наибольшая потребность учиться. И вызвано это исключительно физиологическими причинами: в этот период активно работает соответствующая функция мозга, "отвечающая" за обучение. Поэтому это время надо использовать максимально и за 6 лет пройти всю программу общеобразовательной школы.

Довольно неожиданное утверждение, если учесть, что во всем мире школьники учатся значительно дольше. Да и у нас, как известно, школьное обучение тоже становится продолжительным.

- Да, значит, весь мир учит неправильно, - согласно кивает в ответ на мой вопрос Арий. - И 12-летка - это на самом деле отставание. Ребенок максимально способен к обучению до 10 лет, и это надо использовать. В 10 мои дети должны получить среднее образование и поступить в институт. В 15 лет, когда включается половая функция мозга и ребенку уже не до учебы, у него будет высшее образование, специальность, работа. Он может жениться, потому что в состоянии содержать семью.

- Жениться в 15 лет? - недоумеваю я. - Да ни одна мама не позволит своей 15-летней дочери выйти замуж! А девушкам более старшего возраста подросток едва ли будет интересен.

- Я вас уверяю, они будут интересны и взрослым, потому что в 15 лет будут образованными, сильными, самостоятельными. Но я их не обязываю жениться, они могут дальше продолжать учиться. Могут поменять специальность и выучиться на кого-то другого. Главное, что у него уже есть профессия и он может содержать и себя, и свою семью. Потому что он может сколько хочешь заниматься сексом. Но тогда эта женщина становится его женой и он заботится о ней всю жизнь. Потому что...

...За все отвечает мужчина

ЧТО ж, это положение согревает душу, по крайней мере, женскую. Приятно сознавать, что есть мужчины, считающие вполне естественным делом нести ответственность за семью. Потому что речь у Ария идет все-таки не об абстрактной заботе о мимолетной подружке. Все будто бы очень серьезно и правильно. Прежде чем идти на поводу у своих прихотей, мужчине необходимо быть готовым всю жизнь прожить с этой женщиной, растить детей, содержать семью. Если вдруг спустя какое-то время его заинтересовала другая, он должен будет точно так же заботится и о ней. Не можешь создать полноценные условия жизни обеим - тогда на других и не заглядывайся. Такая вот философия, напоминающая мусульманскую.

- Меня уже столько раз пытались обвинить в двоеженстве и еще черт знает в чем, - признается Арий.

Конечно, его семья, честно говоря, нестандартная: у него как бы 2 жены, у детей - 2 мамы. Ариана - та, которая и родила детей, и Рада, которой Арий помогает с учебой, а она в ответ помогает с детьми. Но женами они называются скорее потому, что Арий согласно своей философии заботится о них. Связывают их не столько любовные отношения, сколько общее дело - воспитание детей. Хотя, на мой взгляд, девушки, наверняка, хотя бы в самом начале, были влюблены в Ария, а не просто разделяли его философские взгляды.

- Да, наверное, влюбленность была, - как будто смущенно соглашается Арий. - Но любовь это не главное. Я создал новую формулу семьи. Обычная из чего состоит? Любовь, секс, дети. По моей же формуле, семья равняется отец плюс дети плюс помощники и союзники.

В общем, долой матриархат, потому что роль мамы низводится до функции помощницы и союзницы, а большую часть времени дети проводят с отцом.

Арий сам принимал роды у жены (или помощницы?), разумеется, основательно подготовившись к этому процессу. Но по его словам, роды - это не так и сложно, трудности начинаются потом.

- Знаете, как тяжело с детьми! - эти слова вызывают у меня снисходительную улыбку. Оказывается, мамой быть не так просто. Тем более мамой двух детей. У каждого свой ритм, они каждый час просыпаются. От постоянного недосыпания у Ария какие-то видения появлялись. Он их, правда, зарисовывал. С деньгами в семье было туго, он собирал картонные коробки из-под креветок, рисовал на картонках свои картинки акриловыми красками, чтобы быстрее высохли, и продавал - иногда за продукты.

Вообще, он взял на себя все заботы о малышах, вплоть до стирки пеленок. Арий не видит в этой работе ничего зазорного для мужчины. Зато почему-то стесняется появляться с детьми на людях.

- Знаете, у подъезда, бывает, стоят мужчины, курят, пиво пьют. И тут я с детьми выхожу, и так неловко себя чувствую! Или заходим в метро. Все сразу на нас смотрят. А какая-нибудь женщина обязательно уступит нам место. Я раньше смущался, отказывался, а она все равно настаивает. Так что теперь, не споря, сажусь. И все равно все оборачиваются на нас. Уж не знаю, что они думают...

Уверена, женщины думают: какой же молодец папа. Арий и вправду фактически заменяет сыновьям и маму, и других родственников. В отличие от привычных семейных отношений здесь участие мамы и бабушек сведено к минимуму. Папа не только главный идеолог семьи, но и исполнитель своих идей. Хотя реализацией воспитательных проектов и должны заниматься помощницы, но пока им это не всегда удается. Ариану детский писк вообще раздражает, и первые годы она часто уходила жить к подруге, чтобы малыши не мешали учиться.

Рада учится в педагогическом, именно она занималась образованием детей. И их успехи - это, наверное, и ее успех как учительницы. Но иметь своих детей она не хочет, поскольку планирует продолжать образование и заниматься самосовершенствованием.

По моему, более неподходящих матерей было бы трудно подобрать. Ведь достаточно найдется женщин, желающих иметь несколько детей и заниматься их воспитанием, а бразды правления отдать в руки мужа. Женщин, которыми движет не интерес экспериментатора, а любовь.

Возможно, Арий прав, когда говорит, что любовь слишком недолговечное чувство и семейные отношения не могут основываться только на нем. Что главная цель семьи - это воспитание детей.

Но детям-то нужна не только забота, но и родительская любовь, которая требует каких-то душевных усилий. Понятно, что папа, пеленавший своих сыновей в младенчестве, носивший их на руках с собой в магазин и проводящий с ними все лето на море, связан с детьми гораздо прочнее, чем мама, которая поглощена собственными проблемами и делит свою роль с другой помощницей.

- А где ваша мама? - спросила я мальчишек, когда мы вышли на улицу. Ариана осталась дома, Рада куда-то уехала.

- У нас две мамы, - последовал спокойный ответ.

В данном случае, на мой взгляд, все равно что ни одной. Сейчас Арий хочет дочку, чтобы у ребят появилась сестренка и они научились бы ухаживать за младшим - своеобразная тренировка перед будущей женитьбой. Как раз то, чего не хватает в отцовском воспитании и что могло бы дать мамино...

Зачем все это надо?

ЭТОТ вопрос я задала Арию. Действительно, ради чего такие экстремальные условия жизни? Аскетически обставленная квартира, вегетарианство, усиленные развивающие занятия с детьми, сложные семейные отношения. Все-таки все наши поступки имеют пусть и не сразу видимую цель и иногда достаточно ответить, покопавшись в себе, на вопрос: зачем - и сразу становится ясно, в каком направлении ты движешься. По словам папы-"экспериментатора", его система воспитания самая естественная, поскольку исходит из физиологического развития организма.

По поводу аскетизма Арий ответил словами кого-то из классиков: пусть в роскоши детей воспитывают наши враги. На самом деле, детям нужна не роскошь, а свобода. Ее, действительно, у Кришны и Рамы предостаточно и, посколько я тоже склонна к экспериментаторству, я только восхищалась их самостоятельностью. Им разрешают одним переходить дорогу (спокойно, мамы! - только там, где есть светофор), ездить на метро по определенному маршруту. Они сами ходят в музыкальную школу. Как-то папа поехал следом - чтобы убедиться, что они благополучно добрались. Но в музыкальной школе он ребят не нашел. Оказалось, по дороге на занятия они отклонились от нужного маршрута, потому что... заигрались с мальчиком в детском саду. Это был первый случай, когда Арий накричал на мальчишек, а дома вынес вердикт: в наказание буду водить вас в школу за ручку. Рама не особо понял урок, Кришна же "оценил" наказание и расплакался. Такая вот история, из которой каждый сделал свои выводы. Арий - что дети очень ценят свободу. А я - что умение пользоваться ею, несмотря на все развивающие занятия, приходит с возрастом и опытом.

С образованием и воспитанием все тоже не так однозначно. Да, хочется, чтобы в 3 года малыш умел читать, а в 7 - свободно говорил по английски и оперировал интегралами. И чем больше ребенок будет знать, тем больше перед ним открыто возможностей, тем насыщеннее и интереснее его жизнь.

Но система, в которую возведено обучение мальчишек, ограничивает ту самую их свободу, так ценимую папой. Он расписал будущее на несколько лет вперед, все решив за них. Впрочем, это присуще многим родителям, уверенным, что они знают, как для ребенка лучше, и потому подчиняют его своей воле. Все, конечно, делается для его же блага, но будет ли он счастлив и не предъявит ли потом родителям претензии за свою сложившуюся именно так жизнь.

- Если человек несчастлив в детстве, он не будет счастлив и потом, - ответил Арий. - Но посмотрите на Кришну и Раму: я их не лишаю детства. Они счастливы, им нравится такая жизнь. Вот увидите: они закончат педуниверситет в 15 лет и придут работать в школе. И вы еще будете писать о них, как о самых молодых учителях...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно