В САМЫЙ разгар сессии меня угораздило влюбиться. Вопроса, что придется принести в жертву, даже не возникало: о каких экзаменах может идти речь, если я встретила любовь всей своей жизни?!
Именно тогда я поняла, что многие из тех, кто приходит на экзамен, уповая исключительно на свою звезду, вовсе не патологические лентяи или баловни фортуны, а всего лишь жертвы собственного сердца. И если зимой количество их таково, что преподаватели утрачивают лишь незначительную часть своих нервных клеток, то летом цветы, бабочки и фонтаны очень способствуют увеличению числа тех, кто по слабости своего сердца испытывает терпение экзаменаторов.
Но наряду с первым я сделала открытие более удивительное: среди влюбленного студенчества встречаются такие, чья зачетка только выигрывает, когда ее обладатель мысленно пребывает совсем не в стенах вуза. Душевный подъем ли сказывается, или просто любовь греет, но у некоторых по зачетке видно, что результат экзамена прямо пропорционален силе их чувств.
Немногочисленная часть студентов, которую не назовешь иначе как вечно влюбленные, легко узнаваемы по свечению изнутри, порой такому яркому, что их сияние может пробудить к жизни даже тех малоподвижных товарищей, которые предпочитают познавать любовь вместе с экранными героями. Девиз вечно влюбленных: "Любовь никогда не мешает". Даже во время сессии.
Полная противоположность вечно влюбленным - буки. Они называют любовь детскими глупостями или сказками для взрослых - в зависимости от того, откуда поступил очередной сигнал о существовании неведомого им чувства. Иногда, неловко ощущая себя среди тех, чей вечный двигатель - любовь, буки пытаются оправдаться, ссылаясь на суровую правду жизни: "Я не влюбляюсь никогда. С тех пор, как один мой английский друг умер от СПИДа, я считаю это вредным".
Особо впечатлительным любовь мешает независимо от того, нашла она отклик у объекта обожания или нет. Причины отодвинуть сессию на задний план у всех разные:
-"Когда я влюбляюсь, у меня сразу рушатся четкие представления о мире, о том, что я должна делать. Все перестаю воспринимать всерьез".
-"Не дай Бог, поссоришься. Во время сессии мысли обращаются к учебе, времени помириться нет, а чем дольше откладываешь, тем труднее потом будет помириться".
-"Все мои влюбленности проходили незамеченными моими возлюбленными, а это добавляет страданий. Может, если бы это вылилось в нормальные, конкретные человеческие отношения, меня бы это поддержало, согрело".
-"Влюбляться во время сессии вредно: отвлекает от дел, время тратится фактически понапрасну, а время - деньги".
Преподаватели, как выяснилось, тоже люди и - о, ужас, вы только представьте себе! - влюблялись и, возможно даже, продолжают этим заниматься. В пользу такого положения вещей говорит и тот факт, что большинство "плавающих" на экзамене от чрезмерной влюбленности студентов все же не уходят оттуда с пустой зачеткой. "Если студент находится в состоянии эмоционального подъема, - говорила мне преподаватель одного из вузов, - это всегда видно, но к экзамену все, как правило, собираются. Если предмет связан с чувством (ведь любовь - это чувство, а не эмоция), то влюбленность помогает, а если с техникой, механикой, то, конечно, тяжело сосредоточиться на точных вещах. Тяжело дается сессия и тем, у кого любовь без радуги в душе, то есть не взаимна, а если все в порядке, то гамма положительных эмоций идет только на пользу. Когда я вижу, что студент влюблен и потому мало вникает в суть происходящего, могу завысить оценку".
Я ту свою сессию сдала, как ни поразительно, весьма и весьма неплохо. Но любовь всей моей жизни пока что не торопится угасать, и теперь уже зимняя сессия вызывает во мне ужас.