Когда в 23 года человек становится лауреатом Государственной премии, это что-то да значит. Когда голосом того же самого человека в течение пяти лет говорят 12 персонажей "Кукол", это также наводит на размышления. Когда фильм с его участием показывают нон-стопом по всем центральным каналам TV, а Пушкин и Есенин, сыгранные на сцене театра, способны заинтересовать не только пенсионеров да пушкинистов-есенинистов, но и более прогрессивные слои населения, это окончательно сбивает с толку. Сейчас этот самый человек, которого в последнее время вся страна величает не иначе как Сашей Белым из "Бригады", сидит напротив меня и, глядя через затемненные очки, пытается изобразить жизнерадостного и энергичного молодца, каким, по идее, и должен быть сей уникум. Несмотря на то что "бригадир" Сергей Безруков - талантливейший актер, у него это получается не слишком убедительно. Сергей устал, и круги под глазами не в состоянии скрыть даже самые затемненные стекла. Перебарываю естественное желание посочувствовать и предложить помощь и начинаю любопытствовать. Учитывая критическое состояние интервьюируемого и его "бандитское" прошлое, я сильно рискую.
Сколько интервью вы дали за последнее время?
Сергей БЕЗРУКОВ: Я сбился со счета. Вероятно, это уже трехзначная цифра. А может быть, и больше.
Журналисты вам под горячую руку еще не попадались?
С. Б.: Пока нет. Я стараюсь держать себя в рамках приличия. Жалко только, что многие из них продолжают спрашивать одно и то же. Приходится повторять в сотый раз одни и те же истории, а это мне совсем неинтересно.
Вас не обижают обвинения в том, что авторы "Бригады" возводят бандитов в ранг национальных героев?
С. Б.: Обижают, конечно. Лично я бы поспорил насчет отрицательности Саши Белого. Посмотрите, сколько в нем силы, обаяния, целеустремленности. В Саше Белом есть романтика, он - светлый герой. Это идет от него самого, а не от меня - я не могу играть приземленных людей. В последнее время меня часто встречают женщины, девочки и говорят, что от того, как мой Саша любит жену и своего сына, можно с ума сойти. Ведь главное это, а не то, что парень берет в руки ствол и палит направо и налево. Главное - чувства. Фильм-то о дружбе, и не важно, что ребята бандиты - они настоящие друзья. Где вы сейчас увидите подобные отношения? А нам пытаются вменить, что мы сделали героями бандитов. Нашли тему и говорят только об этом. А то что до "Бригады" не было фильмов подобного уровня, никто не задумывается. Поэтому его по праву сравнивают с "Однажды в Америке", "Крестным отцом". Так совпало, что в нашей стране отношение с криминалом слишком тесные, но это не умаляет достоинств картины. "Бригада" прогремела. Сегодня все сходят с ума по Саше Белому. Но я уверен, что на Пушкина, которого я играю в театре, придут те же самые девчонки, которые полюбили Сашу Белого. Но они уйдут с ощущением Пушкина. Они будут смотреть и слушать Пушкина и полюбят его, как Сашу Белого.
Как часто вам приходится читать в прессе о себе неправду? Какими были самые нелепые слухи?
С. Б.: Их так много... Безумное количество "желтизны" вокруг - неизменный атрибут популярности. Если о тебе пишут "желтые" издания, значит, с известностью у тебя все в полном порядке. Просто иногда становится противно, потому что "желтая" пресса у меня ассоциируется с опарышами. Такие белые гадкие червячки, которые где только не заводятся, знаете? Тем не менее кто-то на них рыбачит, а кому-то просто жутко неприятно, как мне. От "желтых" журналистов то же самое ощущение - тошнит. Но, что поделать, приходится мириться. Опарыши - были, есть и будут всегда. И никуда от этого не денешься. В наше время единственный вариант - взять и вывезти их в лес, дать в руки лопаты и поставить под стволы. Я бы, честно говоря, всю "желтую" прессу так и вывез. Шучу, конечно, но, тем не менее, эти люди портят кровь не столько мне, сколько людям, которые меня знают, любят. Поклонницы, к примеру, читают всякие гадости про меня и просто звереют. Честно говоря, я бы предупредил всю эту "желтизну", чтобы были поосторожней. Мои фанатки в гневе могут разорвать кого угодно.
Что, уже были прецеденты?
С. Б.: Нет. Пока. Но по тому, как они меня встречают, можно ожидать чего угодно. Что характерно, раньше я такого не замечал. К примеру, когда играл Есенина, тоже были крики "браво" и аплодисменты. Но сейчас!.. После "Бригады" люди просто будто бы сошли с ума. Уже никого не волнует, что я женат, в частности девчонок-фанаток. Я женился не так давно - всего два года, и я обожаю свою жену. Но, когда я говорю об этом какой-нибудь девушке, она смотрит на меня как на дурака и отвечает: "Да какая разница?!" В последнее время у меня сложилось впечатление, что я не актер Сергей Безруков, а солист группы "Иванушки-Интернэшнл".
Каким было первое разочарование от актерской профессии?
С. Б.: Разочарование пришло вместе с пониманием того, что все это - одна сплошная лотерея. И не важно, насколько ты талантлив и знаменит. Либо тебе повезет и тебе дадут следующую хорошую работу, либо она пройдет мимо тебя. Киномир так же, как и шоу-бизнес, непредсказуем и жесток. Кто-то кому-то что-то нашепчет, кто-то на тебя обидится или затаит зло - и всему этому "террариуму единомышленников" ты не нужен. В то, что я смогу сыграть Сашу Белого, не верил никто, кроме меня. Я знал про себя, что я могу быть разным. Могу смешить, а могу заставить содрогнуться. А никто в это не верил - даже самые именитые считали, что я глубоко театральный актер, что кино не для меня. Мне говорили, что я слишком поверхностный для этой роли. И, когда я сделал Сашу Белого, многие испытали легкий шок. После этого все "доброжелатели" меня как-то сразу очень полюбили. Я все вижу и понимаю. Эта массовая любовь ничуть не изменила меня: каким я был, таким и остался. Просто доказал людям, что меня нужно уважать, как человека и как актера.
Как, по-вашему, талант и упорный труд могут повлиять на результаты этой лотереи?
С. Б.: Безусловно. Когда я озвучивал "Кукол" и меня называли "голосом Ельцина" мне это не совсем нравилось. Многие "добрые" люди говорили, что я никогда не смогу переломить этот имидж, а я, прищурившись и улыбаясь, отвечал им: "Ой ли?" И сейчас мало кто помнит, что я в течение пяти лет озвучивал двенадцать персонажей в программе "Куклы". Не одного, не двух - а двенадцать! Слава богу, что у меня на плечах есть голова, что рядом - по-настоящему добрые люди, которые верят в меня. В том числе и жена: она не просто моя женщина, любовница, мать будущих детей - она еще и друг. Ириша - мудрая женщина, она прекрасно понимает и меня, и профессию, т. к. сама принадлежит к ней. Она не ревнует к поклонницам, потому что знает разницу между ними и настоящими чувствами. Несмотря на то что соблазнов рядом огромное количество, девчонок симпатичных столько, что можно голову потерять...
Неприличные предложения от поклонниц поступают часто?
С. Б.: Так, чтобы уж совсем неприличные - нет. Но виснуть на шее - виснут, за куртку цепляются, кричат-надрываются. Я не могу сказать, что это очень приятно. Когда ты постоянно находишься под прицелом их внимания, они постоянно хотят тебя целовать и их так много... Ты понимаешь, что если им это разрешить, они разберут тебя по кусочкам. Грубо рявкнуть на них а-ля Саша Белый - я не могу, не такой человек. Обижать их невозможно, они настолько искренни, видели бы вы эти глаза! С ума можно сойти. Поэтому по возможности стараюсь дать автограф...
...дать себя поцеловать...
С. Б.: Ну что ж, если не успел увернуться - значит, попал.