У Светы очень подвижные пальцы. Кажется, она производит ими миллион движений в секунду. А еще у нее обворожительная улыбка и очень спокойный уверенный голос. Все эти качества она называет профессиональными и утверждает, что без них ее давно бы выгнали с работы... Да, вы думаете правильно. Света работает в казино.
Почему ты выбрала профессию крупье?
С: Потому что я поняла, что можно получать хороший доход. Ведь казино всегда ассоциируется с деньгами.
А что нужно, чтобы работать в казино?
С: Прежде всего нужно пройти собеседование. Тех, кто хочет работать, сначала смотрят визуально (не могу сказать, что это жесткий фэйс-контроль, но тем не менее), смотрят на руки, чтобы не было татуировок, шрамов, дефектов, бросающихся в глаза. Затем просят собрать фишки со стола. А потом - посчитать в уме десять элементарных примеров: 8 + 5 + 2 + 3 + 7 или 15512. В зависимости от того, какой будет процент ошибок, ты либо подходишь, либо нет. Если подошел, тебе даются 2 недели на подготовку к обучению. За это время нужно выучить таблицу умножения, которая потом будет необходима в работе: на 5, 8, 11, 17, 25, 35 и 1,5. С первых дней обучения дается очень много домашних заданий именно на математический счет. Занятия идут пять дней в неделю, до 8 часов в день. То есть, если ты решил работать крупье, обо всем остальном можешь забыть.
Во время учебы осваиваются все правила, техника игры, а каждый день начинается с математических заданий. Человеку дают лист, на нем примеры. И их нужно решить за ограниченное время. Посчитали - начали тренироваться (собрать фишки, раздать карты, что-то оплатить). В это время все эти примеры проверяются, и человек, который допустил какое-то определенное количество ошибок, из школы выгоняется. Группы по 60 - 80 человек формируются каждую неделю. И каждый день кого-то отсеивают. Таким образом, к концу обучения, через три - четыре месяца, остается только пара человек, которые выходят в зал стажерами. Стажировка длится две недели, потом тебя либо принимают на работу, либо нет.
А сама работа в чем заключается?
С: Я могу работать как за карточным столом, так и за рулеточным. За каждым из них дилер стоит 20 минут, затем его меняют, он в свою очередь меняет еще кого-то или идет на отдых. Моя работа - ведение игры. Если я пришла за карточный стол, я раздаю клиентам карты и играю против них. Они выиграли - я им плачу, проиграли - забираю деньги.
Клиенты часто пытаются обмануть казино?
С: За столом стоит дилер, который ведет игру, а рядом с ним стоит инспектор, который все контролирует. Инспектор должен смотреть, чтобы соблюдались все правила и чтобы клиенты себя вели достойным образом. Причем можно отстоять 20 минут за столом дилером, а потом пойти за другой стол инспектором. Дилер с инспектором работают в связке. Задача инспектора - предотвратить ошибку дилера, вовремя сказать "стоп" и рассказать, как надо сделать. Ведь все мы люди, все устаем, теряем бдительность, внимательность.
Есть люди, которые пытаются обмануть казино. Допустим, на рулетке подставить лишнюю ставку. Грубо говоря, выпал номер 12, красное. Пока дилер убирает проигравшие ставки, шулер пытается на красное поставить, чтобы ему оплатили. Инспектор должен это контролировать. К тому же есть камера. То есть контроль идет тройной.
Выигрыш зависит только от везения?
С: Я не знаю, может быть, какие-нибудь маленькие заведения, с небольшим денежным оборотом, и настроены на то, чтобы какими-то уловками обыграть клиента. В больших игорных домах этого не надо делать. Там - как карта ляжет, куда шарик упадет. Вся политика казино строится на том, чтобы клиенту у нас нравилось. Поэтому специально кому-то недоплачивать никто не будет. Для клиентов созданы все условия: бесплатный бар, бесплатный фуршет, такси до дома бесплатное, но казино в плюсе всегда. И дело здесь не столько в его системе или каких-то секретах, сколько в человеческом факторе. Редкий клиент может, когда нужно, подняться из-за стола и уйти. Обязательно есть такой момент, когда гость в плюсе. 20 долларов, 30, 100... Но если для меня 30 долларов в день это хорошо, то для него это мало, он продолжает играть, проигрывает, идет опять в кассу, меняет деньги, опять садится, опять проигрывает. Некоторые, конечно, выигрывают, но на следующий день, когда они уже почувствовали вкус победы, они могут прийти и проиграть значительно больше. И это, как правило, постоянные клиенты. Залетных, которые решили вдруг поиграть в казино, пришли и ушли, мало. В основном - люди, которые ходят туда, как на работу.
А какие-нибудь знаменитые люди в казино появляются?
С: Депутаты, руководители различных фирм, звезды шоу-бизнеса, конечно, какие-то спортсмены известные приходят. Но не буду называть фамилий, потому что информация о клиентах считается закрытой.
А играть сама в казино ты можешь?
С: Играть в Москве мне нельзя. Есть любители, которые хотят попытать удачи, они едут играть в Питер. А в Москве нам нельзя играть ни в казино, ни в игровые автоматы.
Это как-то отслеживается?
С: Когда в казино приходит дилер, это сразу видно. Хотя бы по тому, как он фишки держит в руках. Когда к нам приходит дилер, мы сразу начинаем шутить: "О, в таком-то казино зарплату выдали".
Сколько в среднем получает дилер?
С: Уровень зарплат в казино различный. Как и в других профессиях, здесь существуют свои категории. Стажер получает низшую категорию, а дальше начинается карьерный рост. Зарплата стажера около 300 долларов, а категория от категории отличается долларов на 100 - 150.
Кстати, из чего складывается ваша зарплата?
С: У дилера есть оклад и чаевые. "Чай", который мы зарабатываем, делится на всех. Мы его получаем не каждый день, он копится целый месяц, подсчитывается, а потом делится и приплюсовывается к зарплате. Политика казино подразумевает, что дилер должен зарабатывать на чай. Поэтому все стараются создать максимально благополучную обстановку за столом. Мы же не игровые автоматы. Мы пришли и должны общаться с клиентами. Хотя бы просто вести элементарные, легкие беседы, чтобы человеку было комфортно. Он пришел отдыхать. И тут помимо математических способностей нужны психологические и актерские, чтобы сразу понять, в каком настроении находится гость. Про постоянных клиентов мы знаем все. Где они работают, сколько детей, где учатся дети... Мы приходим и говорим: "Здравствуйте, как ваши детки? Экзамены сдали в институте? Ну хорошо! А что у вас нового?" А есть клиенты, которые не любят, когда с ними разговаривают. Их это отвлекает. Но таких мало.
А я слышал, что в казино нет окон. Это правда?
С: Да, правда. Это рассчитано на то, чтобы клиент не контролировал время. В казино нет часов и окон. Атмосфера не должна давить. Неоднократно наблюдались случаи, когда клиент находился в казино несколько суток кряду.