Примерное время чтения: 7 минут
85

Долгая дорога в Дублин

"Where is a way to Dublin?" -

"Ту Даблин? Это вам туда, блин".

Народ, что происходит? В Москве ирландских патриотов больше, чем во всей Ирландской республиканской армии. Не ровен час, дождемся - явится сюда британский экспедиционный корпус для искоренения сепаратистской заразы. Что делать будем, а?

Верните Ирландию русским!

А виноват, как всегда, Гребенщиков Борис (Борисыч). Первые подвижки в области кельтского фолка в России - его рук дело. Всякие там песенки типа "Гиневер", "Смерть короля Артура", "Кад Годдо" ("Битва деревьев"), разные флейточки да скрипочки. Это потом уже появились у отдельных фанатов записи "Clannad", "Dubliners", "Silly Wizard", "Chieftains".

На повальное фанатство и чуть ли не истерию нашу "продвинутую" публику прорвало в начале девяностых. "Ах, Ирландия, ах, обалдеть... У кельтов и русских одинаковый... как это... Во! Менталитет. И они и мы все веселые, простые и любим выпить. А то и нарезаться в сосиску".

И слушали все тогда исключительно "тамошние" команды. В сочетаниях совершенно фантастических. Мне, например, досталась как-то кассета "со скандинавскими колокольчиками и настоящими ирландскими боевыми маршами". А на поверку вышло, что это "записи группы "Dead Can Dance" разных, правда, лет.

Все дело выправилось со второй половины девяностых. Тут уж и до наших музыкантов дошло, что "идет волна", вроде как надо подсуетиться. И быстрее всех сориентировались московские студенты и выпускники - филологи и историки. Пионеры-первопроходцы. Группы "Slua Si" ("Воинство Сидов") и "Si Mhor" ("Жители холмов"). Питерцы здесь явно поотстали, хотя и выставили свой вариант кельтского фолка - "Old Horn Sheep". Но кельтской столицей все равно осталась Москва. И понеслось... "Карточный домик", фолк-джазовый "Puck&Piper" ("Пак и волынщик"), "Тиль Уленшпигель", ныне распавшийся на две формации - "Ветер Воды" и "Мельница", молодые команды "Tintal", "Вороний Глаз".

"Спроси ирландца про дела, рассказов будет до утра..."

Юрий Андрейчук, "Slua Si" ("Воинство Сидов").

Игорь Бурмистров, "Mervent" ("Ветер с юго-востока").

- Вот вы играете кельтский фолк. Поди, сами вы ничего не сочиняете, а только переигрываете "стандарты" этого направления?

Юра: Есть два пути в исполнении этой музыки. Первый путь - традиционный: ты выражаешь стиль через себя. То есть в рамках этого стиля ищешь что-то интересное. Второй путь - это создание некой фолк-музыки на основе синтеза разных стилей: там и блюз, там и джаз, там и арт-рок, но "замазка" при этом ирландская. Наша задача - играть ирландскую музыку так, как ее играют ирландцы.

Игорь: Мы в принципе стараемся ничего не снимать. Если даже берем какую-нибудь известную аранжировку, то все равно это переколбашивается под себя. Мы просто берем тему, некий материал, и работаем с ним сообразно своему пониманию этой музыки в целом. Но бывает, что дописываем какие-то фрагменты сами.

- То есть в конечном счете вы играете не свои произведения. Есть ли перспективы у такой музыки в нашей стране?

Юра: Максимум - чтобы в перспективе через все эти аналогии люди пришли из Ирландии к России. То есть мы даем лекарство такое - традиционная культура и мышление в некоем фантике, и этим фантиком является Ирландия. Вот и все.

Игорь: Дело в том, что эта музыка-то старая, она уже прошла проверку временем. Если это играть по раз и навсегда установившемуся канону, вводить догмы какие-то - это, конечно, убьет музыку. Но если все время через себя это пропускать, как твое сердце к этому ложится, то в любом случае это будет музыка современная, перспективная. Здесь важно: колбасит - не колбасит.

- Не исключаете ли вы такой возможности, что в ближайшие пять лет появится команда, которая соединит фолковую основу с оригинальными русскоязычными песнями и совершит прорыв в массовую музыкальную культуру?

Юра: Наша позиция очень жесткая: эта музыка некоммерческая, к массовой культуре она отношения не имеет.

Игорь: То, что такая музыка будет звучать в крупных залах, - это вряд ли. Но то, что она в ближайшее время станет наиболее популярной клубной музыкой, - это факт. Особенно если музыканты будут грамотно использовать электронные обработки... А ведь могли бы и свалить на Запад, тем более что там они уже востребованы. Прорыв в радиоротацию... Он зависит от наличия денег либо от личных вкусов музыкального редактора. Фолк - это вам не безголосая мочалка с силиконовыми формами или педик какой-нибудь.

"Сидел он на печи тридцать лет и три года..."

Что привлекает русского слушателя в кельтской музыке? Почему на сегодняшний день в России кельтский фолк популярнее, чем русский?

Хлюд (девушка такая), 23 года: Почему это популярно? Может быть, сейчас вообще такая тяга к корням - все равно, к чьим... И ирландские - веселее, чем русские народные: ведь под ирландскую музыку можно еще и потанцевать, оторваться.

Галина Александровна, 45 лет: Дети мои с удовольствием слушают эту музыку, ну и я вместе с ними... Эта музыка очень задорная, она радует сердце.

Персонаж, сидящий за тейблом в "Вермеле", лет 25: Просто кельтская музыка у нас более раскручена - мелодии, темы какие-то. А вообще, она мало чем отличается от русской народной. Но постепенно и наша музыка становится модной и популярной: тот же "Иван Купала", та же "Баба Яга".

Девушки из клуба исторической реконструкции "БРАТИНА": Кельтский фолк в таком виде, как он есть, не может стоять на одной ступени. Он должен развиваться. Это естественный и правильный процесс. И русскоязычный фолк возможен, русские тексты легче для восприятия. Но на данный момент кельтская музыка просто популярнее.

"Три вещи не должны притупляться - меч, лопата и человеческая мысль"

Это все, конечно, очень хорошо, даже замечательно, тирли-тирли, трули-трули - и кувшин виски в финале. Да только количество что-то не переходит в качество. Авторских композиций практически нет. В лучшем случае - более-менее удачные стилизации. Зато каждая команда клянется и божится, что лучше них кельтский фолк не играет никто.

Есть еще такой момент. Тусовка музыкантов, играющих фолк, довольно замкнута. Бывает, что идешь на концерт какой-то новой команды, а видишь на сцене те же физиономии с теми же инструментами. Музыканты трех групп объединились в новую, через пять концертов надоело - еще одну команду замутили... Вот те же самые "Mervent" - сплошные рекруты из "Si Mhor", "Карточного домика" и "Ветра воды".

Закономерный результат - как кельтский фолк, так и фолк-рок в целом у нас не развиваются. Пока...

Лыко в строку. Когда в Ирландии случился неурожай картошки, многие, спасаясь от голода, переехали в Америку. Так в Штаты попал ирландский фолк - музыка, которая впоследствии стала называться "кантри".

Лыко в строку. Англичане долгое время запрещали ирландцам говорить на родном языке и даже носить зеленую одежду. (Зеленый цвет - один из цветов национального флага Ирландии.)

Основные инструменты кельтских "фолкеров" - маленькая скрипочка "фидл", флейты, гитара, ирландская арфа, тяжелый бубен "бойран" ("оглушающий"), на использование которого раньше требовалось специальное разрешение.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно