"ИСТОРИЯ О НАС"
Режиссер Боб Райнер.
В ролях: Брюс Уиллис, Мишель Пфайффер, Рита Уилсон и др.
ОНИ ТАК долго жили несчастной семьей, что перестали замечать это: Брюс Уиллис - неудачный лысеющий муж, Мишель Пфайффер - его давно не влюбленная зануда-жена, и в таком ракурсе и таким составом они прожили уже целых 15 лет. Единственно, что они нажили, это двоих детей и кучу глупых разногласий, но теперь их отношения окончательно испортились, и на протяжении всего фильма эти двое борются за то, чтобы вернуть их общее счастливое прошлое и прожить вместе еще столько же и так же. "История о нас" - это очень долгая и грустная повесть о двух людях, потерявших большую любовь в куче грязного белья и горе немытой с позавчера посуды. Американский силиконовый рай посудомоечных машин и микроволновок (а по-нашему - просто бытовуха) заел даже такую идеально прилизанную парочку, как Брюс и Мишель. А мы-то, наивные, думали, что это только у нас люди расстаются практически просто так и навсегда... Ан нет, не все так гладко, даже у них. На протяжении полутора часов, сидя, как на приеме у дорогого психоаналитика, эти двое несчастных, как могут, изливают душу, вспоминая молодое счастливое прошлое, и упиваются нынешним разладом, всей низостью каждодневных ссор и оскорблений, а потом, когда они пытаются изобразить happy end по-голливудски с обнималками-целовалками, у них это не выходит. Потому что с годами люди теряют не только волосы и зубы, но, как это не прискорбно, и взаимный интерес, привязанность и сердечность; они привыкают жить под одной крышей и обходиться друг без друга, и обычными словами, слезами или иллюзией новых несбыточных обещаний этого не исправить. Se la vie. Но, могу вас уверить, взгрустнется всем - и вовсе не потому, что Брюс Уиллис безнадежно лысеет (хотя и это весьма прискорбно), а потому, что и среднестатистическая отечественная училка, поджидающая мужа-алкоголика с работы, и американская бизнес-леди, просчитывающая очередную идеальную партию для постели и дома, и юная гимназистка, еще только подозревающая о том, что предыдущие две дамы знают на собственном опыте: что все когда-нибудь кончается - и не только ненависть, но и любовь.
НА ЗАВИСТЬ ВСЕМ БОГАМ
"ЗАВИСТЬ БОГОВ",Россия.
Режиссер Владимир Меньшов.
В ролях: Вера Алентова, Анатолий Лобоцкий, Жерар Депардье.
Москва, 1982 год, Советский Союз, полностью изолированный от внешнего мира и уже одной ногой в светлом будущем. "Мальборо" - рупь пятьдесят, делегацию французов во главе с раздобревшим Жераром Депардье встречают красной икрой, а тем временем на полках магазинов тишь да гладь и вечный клич: "Надь, я же сказала, "Российский" не пробивать!", секса в СССР нет и, по всей видимости, не будет еще долго, вопрос только, откуда появляются юные пионэ-эры и пионэ-эрки. В нашей великой и могучей державе, по всей видимости, просто нет места для таких лишних чувств, как любовь, привязанность, страсть, - у нас на всех одна большая социалистическая действительность, которая для "загнивающего капиталистического Запада" есть не иначе как Империя Зла, а для нас с вами - просто Родина... Соне уже сорок два года, у нее взрослый сын и супруг-писатель, и она достойная дочь своей прекрасной страны: километровые очереди в магазинах с пустыми прилавками, "пятилетку за год" на работе, "Последнее танго в Париже" по видаку без громкости, и потом оскорбленно - ханжеским шепотом: "Это же порнография!" - а по ночам дома стареющий муж, и заниматься любовью при свете нельзя и не надо: "Вот еще какие гадости! Чего ты там не видел?!" А потом у нее вдруг случается любовь всей жизни и страсть, из-за которой она теряет рассудок и семью, и теперь, ну и пусть сорок два, сын в выпускном классе и муж - неудачник, гори оно все вечным огнем! Голубоглазый француз, который за тобой хоть на край света, - что может быть лучше для недолюбившей стареющей женщины, что может быть нелепее в нашей дикой стране?!! И, даже несмотря на все это, все же была у них ночь - та, что стоит всей жизни: любовь по-французски в грузовике и на сеновале, последнее танго в подмосковной электричке, и уже ничего не страшно, ведь мы до гробовой доски вместе. Не мне вам говорить, что такого не бывает, особенно у нас в стране. Его в двадцать четыре часа высылают из Советского Союза, она цепляется за него и, уже чувствуя под своими ногами разверзающуюся пропасть одиночества, все равно истошно кричит: "Пожалуйста! Пожалуйста!" Чем все закончится, я не хочу вам говорить. Отмечу только, что Меньшов создал на удивление объемную и достоверную картину того времени и окунул нас в нее по самое темечко, аж до мурашек пробрало - как говорится, полный эффект присутствия.