Наступает пора экзаменов, но часто бывает так, что мы не успеваем подготовиться по всем билетам... Приходим на экзамен и понимаем, что в голове ничего, нас охватывает паника. Но спокойствие, только спокойствие! Есть несколько несложных психологических приемов, которые могут вам помочь сдать экзамен если не на "отлично", то на "хор.".
ПСИХОЛОГИ давно установили, что впечатление о человеке складывается в первые пятнадцать секунд знакомства. Если вы не утруждали себя посещением лекций и преподаватель видит вас первый раз, здесь очень важно правильно себя вести, чтобы оставить благоприятное впечатление, это послужит залогом отличной оценки. Каждому из нас приятно слышать положительные отзывы в свой адрес. Так вот, придя на экзамен, вы должны сказать как можно больше положительного, или, как их иногда называют, "психологических плюсов", за эти пятнадцать секунд. Первым плюсом может стать просто имя преподавателя. Психологи утверждают, что самыми сладостными словами для нас являются звуки нашего имени. Обязательно назовите экзаменатора по имени и отчеству, не обращайтесь к нему безлично. Вторым вашим "плюсом" может стать искренняя улыбка, обязательно потренируйтесь у зеркала. Улыбайтесь, этим вы не только сможете расположить к себе, но и продемонстрировать свою уверенность, что тоже немаловажно. Третьим же должен стать комплимент. Надо только, чтобы он походил на искренний. Очень хорошо высказать свое восхищение какой-либо книжкой или статьей вашего преподавателя в научном журнале, которая помогла вам в подготовке и понимании темы, даже если ее не было в списке дополнительной литературы. Если уж совсем нечем восхититься, то похвалите курс лекций, скажите, что благодаря ему вы решили заняться дополнительным изучением именно этой темы в дальнейшем. Использовав все эти три "психологических плюса", вы произведете неизгладимое впечатление, и на пробелы в ваших знаниях он почти наверняка закроет глаза.
В самом критическом случае можно воздействовать на преподавателя особыми психологическими методами, чтобы он на время потерял способность думать. Сделать это просто, но желательно вначале чуть-чуть потренироваться. Вспомните собачек Павлова, которые пускали слюни, как только видели загоревшуюся лампочку. Им давали еду и включали лампочку, вырабатывая условный рефлекс: раз она горит, значит, дают еду, потом еду убирают, а лампочка загорается, и слюнки все равно текут. Здесь почти то же самое. Для того чтобы это сделать, вы должны хоть что-то знать по теме. Те скудные знания вы отражаете на листочке бумаги в виде схем и графиков и идете отвечать. С собой вы берете красную или любого другого яркого цвета ручку. Она будет служить вам указкой и одновременно той самой лампочкой, на которую будет реагировать преподаватель.
Дальше вы, сев напротив него, начинаете рассказывать ему то, что знаете. Одновременно, как бы невзначай поместив ручку на уровне его и ваших глаз, внимательно смотрите на него и говорите уверенным тоном. Потом вы обращаете его внимание на листок с записями и, указывая ручкой, водите по вашим схемам и таблицам, потом снова помещаете ручку между вашими глазами и продолжаете объяснение, глядя прямо в глаза экзаменатору. Короче, когда вы обращаетесь к преподу - ручка на уровне глаз, когда указываете на схему - то водите ручкой по ней. Три-четыре такие манипуляции, и условный рефлекс выработан, взгляд следит за ручкой неотрывно, ведь ему не надо задумываться, что смотреть, а кто из нас не любит халяву? Теперь наступает ответственный момент, вы как бы переворачиваете это действие, теперь, когда вы смотрите и обращаетесь к экзаменатору, ручкой водите по листочку, а когда говорите о том, что изображено на схеме, помещаете вашу "волшебную палочку" в воздухе. От этого мозги преподавателя закипают, и, если говорить компьютерным языком, он попросту зависает. После того как препод прочухается, он уже не в состоянии выслушивать вас и отпускает с положительной оценкой.