"And the Oscar goes to..." Тут дыхание замедляется, сердцебиение учащается, а глаза закатываются в сладостном предвкушении. "...Russel Crow!!!" Буря оваций, дикие вопли, безумные объятия и теплые рукопожатия. А на лице Кроу не дернулась ни одна мышца. Всего-то и делов - он получил "Оскара" за роль в "Гладиаторе". Совсем не повод, чтоб лишний раз мимикрировать.
Весьма любопытный персонаж этот Рассел Кроу... Его повадки, жесты, артикуляция и прочие атрибуты типажности неизбежно приводят к сравнению с одним из наиболее значительных актеров второй половины 90-х Кевином Спейси. (Но их раскидало по разные стороны баррикад - "большой голливудский стиль" не принял Спейси с его маниакальной интеллигентностью.) Его потрепанное лицо "надежного" парня, в чьих венах течет кровь племени маори, и усталый взгляд - тяжелое наследие бурной молодости, проведенной в метаниях из Новой Зеландии в Австралию. За всю свою сознательную жизнь в окрестностях Зеленого континента Кроу перелопатил массу всевозможных профессий: от пастуха до крупье в игре бинго. В его послужном списке значится активное участие даже в малоизвестной австралийской рок-группе, которую сам актер прозвал "самой худшей группой всех времен и народов". Но факт работы обоих родителей в киноиндустрии закономерно привел Рассела на съемочную площадку. Он из принципа не посещал никакие курсы актерского мастерства, считая себя и без того непревзойденным лицедеем (несколько преувеличенно, но вполне обоснованно). За роль дуболомного неонациста в "Скинах" Кроу был удостоен множества похвал от Австралийской киноакадемии, которая с тех пор не упускает случая обсыпать его всяческими наградами. И очень вовремя он прочувствовал, что пришло время штурмовать Американский континент.
ПЕРВЫЕ два года в цитадели мирового кинобизнеса Кроу не знал, куда приткнуться, и снимался как в изначально коммерческих боевиках, так и в малобюджетных драмах. В Голливуде к новобранцам относятся с опаской. Даже если эти новобранцы прибывают со стороны, откуда ветры надувают Мэлов Гибсонов и Николей Кидман. Но Рассел - универсал во всех отношениях. Он гармоничен не только в роли тупоголового скина, но и в качестве ковбоя-священника в его первой заметной голливудской работе "Быстрый и мертвый". Кроу хорош и как замученный жизнью полицейский в "Секретах Лос-Анджелеса" - картине, сделавшей его "звездой второго эшелона". Только вот американские киноакадемики - люди, как мы уже успели убедиться, принимающие крайне неожиданные решения. И ошарашенному Расселу пришлось выходить на глянцевый помост, при сальных взглядах дамочек, сияющих буржуазным лоском, наигранно благодарить киноакадемиков за оказанную ему столь высокую честь и потрясывать в руках свежеприобретенной статуэткой. "Оскар" за проходную роль римского бойца-бультерьера в грандиозном по постановочному размаху и ничтожном по художественно-эстетическим критериям пеплуме "Гладиатор" - совсем не тот венец карьеры, на который надеялся честолюбивый австралиец. Его гонорары достигли 15 млн. баксов, его частная жизнь - достояние таблоидной общественности. (Из перлов: "Мег Райан была мне нужна только для круглосуточного секса".) Что дальше? Дверь в независимое кино закрыта? Теперь он обречен на вечные роли играющих мышцами и скудных умом мужиков? (Именно "мужиков", потому что определение "мачо" к Кроу не подходит в принципе.) Но его текущие проекты (роль циркового урода в фильме Джоди Фостер "Флора Плам" и работа над картиной "Курс чудес", где он выступит и в качестве режиссера, и в роли священника-иезуита) заставляют задуматься над резонностью поставленных вопросов. Ответ один: поживем - увидим...
Рассел Кроу в фактах и цитатах:
Для того, чтоб сыграть в "Секретах Лос-Анджелеса", Кроу набрал 50 фунтов. Для того, чтоб сыграть в "Гладиаторе", эти 50 фунтов ему пришлось скинуть.
Недавно он создал свою группу "30 Odd Foot of Grunts", которая вскоре даст три концерта в Остине, штат Техас.
В юности Рассел написал хит "Я хочу быть таким, как Марлон Брандо". Серьезная заявка.
Кроу о местах современного пребывания: "я переехал бы в Лос-Анджелес только если бы Австралия и Новая Зеландия были проглочены приливной волной, если бы в Англии разразилась бубонная чума и если бы Африканский континент исчез в результате атаки марсиан".
Кроу о пастушьей молодости: "Общение с животными просветляет вас, а маленький мирок шоу-бизнеса грозит лишить разума".
Джеффри Райт (режиссер "Скинов") о вживании в образ: "Когда в финале фильма персонаж Рассела душил женщину, я серьезно опасался, что он задушит ее на самом деле".