МАРИНКА пришла ко мне сердитая. Не то чтобы это меня удивило - ну подумаешь, с парнем поссорилась или в автобусе кто на ногу наступил. Другого-то и быть не может у такой пионерки-комсомолки. Ладно, ща быстренько окажу моральную поддержку и пойдем в бассейн. "Ну ты че, - с энтузиазмом начала я, - с Серегой поругалась? На работе неприятности?" После маловразумительного бурчания я поняла, что дело в родителях. "Да ладно, Маринка, они же у тебя клевые! Да ты даже не представляешь, что такое реальные проблемы с предками!" Еще с тех пор, как мы лежали с ней в соседних кроватях в детсаду, я поняла, что у моей подруги мировые родители. Они никогда не ставили глупых запретов, всегда интересовались ее делами и с удовольствием разрешали домашние тусовки, причем сами всегда сваливали на дачу. А еще с ними было интересно общаться, они смотрели MTV и разрешали пожить у них, пока я решала проблемы со своими предками... Короче, таких в стране двое на миллион. Но у Маринки, похоже, были свои соображения.
"Понимаешь, я их, конечно, люблю и все такое... Но мне уже надоело, что когда я с ними, то веду себя как полная дура! Меня саму это бесит, но сделать ничего не могу. Вот сегодня я купила себе джинсы. Клевые такие, мне нравятся. А мама посмотрела и сказала, что это ужасное позорище. Она же ничего не требовала, не кричала, просто сказала: "Дочка, это говно". Но я-то так не считаю! А носить больше не могу". Если честно, то меня это даже насмешило. "Марин, да ладно тебе! Это из-за штанов каких-то?"
"Нет, ты не понимаешь! Это касается всего - и ерунды, и каких-то важных вещей. Знаешь, как это бывает: тебе исполняется семнадцать, ты теперь можешь ходить на ночные тусовки, приводить домой бойфренда и смотреть вместе с родителями "Основной инстинкт". И тебе кажется, что это свобода. И совсем не замечаешь, как у тебя остается только иллюзия, что ты большой и умный. При моих суперских предках выходит, что я завишу от них так, что хуже некуда". - "Нет, но разве дети не должны зависеть от своих родителей? - удивляюсь я. - Они же нас родили, кормят-поят. Это такой закон природы: сначала они нас, потом мы их..." - "Да не в этом дело! Просто, что бы я ни делала, я всегда чувствую, что жду их одобрения. Знаю, что это глупо, но почему-то подсознательно уверена, что родители всегда правы. Конечно, я не всегда делаю так, как они говорят. Но каждый раз, когда ошибаюсь, думаю: "Ну вот, мама же говорила!"
Выходит, что тем, у кого взаимопонимание с родителями, мягко говоря, отсутствует, даже повезло. В таком случае мы просто перестаем рассказывать им о своей жизни, своих проблемах, своих мыслях. Все, они нам больше не нужны. И как только проходит материальная зависимость, мы забываем дату их свадьбы и выражение папиного лица, когда он смотрит прогноз погоды.
"Представляешь, мне даже иногда хочется, чтобы они были похуже. Ну запретили бы мне, например, с Серегой встречаться. Тогда у меня был бы повод, чтобы не искать их одобрения. Чтобы не думать: "Мама мне доверяет, я не могу быть такой сволочью и подвести ее!"
Моя старшая сестра Катя - психолог. Когда я рассказала ей о Маринкиной проблеме, она ничуть не удивилась: "Это обычное явление в благополучных семьях. Единственное, что есть хорошего в семьях с отсутствием взаимопонимания, - это то, что у детей нет комплекса правоты собственных родителей. Такие дети, когда вырастают, более самостоятельные, сами принимают решения. Тех же, кого с детства окружали заботой и любовью, потом напрягает чувство вины перед родителями: за то, что они такие классные, а ты так плохо себя ведешь, за то, что не ценишь. Ты всегда подсознательно боишься сделать что-то, что они не одобрят. Ведь они та-а-кие хорошие. А потом выходит, что ты добровольно складываешь с себя ответственность за все происходящее, сам того не замечая, делаешь все так, как советуют родители".
Как я потом выяснила, это совсем не редкое явление. Как ни удивительно это звучит, но очень часто мы, будучи уже в сознательном возрасте, вдруг даем им порулить. Наша беда в том, что мы подсознательно уверены, что наши родители ПРАВЫ. От мелочей типа какую куртку купить - до того, в какой вуз поступать. Причем никто из моих знакомых, у которых я обнаружила эту проблему, не является "маменькиным сынком" в общепринятом смысле этого слова.
"Знаешь, что я говорю своим пациентам в таких случаях? - продолжает Катя. - Что они должны понять, что родители - это только родители. И как ни цинично это звучит, их нужно любить, беречь, но не больше. Они дали нам жизнь и право жить так, как мы захотим. И не стоит добровольно от всего этого отказываться. Кстати говоря, самим родителям я такого никогда не говорю. Потому что это совсем не их проблема. А их детей, которым совершенно не хочется взрослеть".